Памятник цивилизации майя в гватемале. Городской центр цивилизации майя Яшха

Вымерли, что од их цивилизации остались только пирамиды. Это не так, индейцы живут, иногда очень даже припеваючи, и не только в труднодоступных джунглях, хотя и там их хватает, а в городах, поселках и деревнях Центральной Америки, в Гватемале.

Гватемалу можно смело назвать центром культуры Майя, 40 процентов населения страны считают себя потомка тех самых индейцев, о цивилизации которых написано горы книг и снято тысячи фильмов.

Эту страну называют самой индейской из центрально-американских государств, в Гватемале более 20 племен. Они говорят на 23 языках и сотнях диалектов. В сравнительно не большой по площади Гватемале насчитывается более сотни древних городов Майя, ближайший из них к столице страны – . Этот город появился во втором тысячелетии до нашей эры, археологи полагают, что именно здесь возникала иероглифическая письменность, были построены первые пирамиды и были высечены первые индийские скульптуры.

Город Каминалгую

Каминалгую можно назвать колыбелью цивилизацией Майя, их царство охватывало территорию нынешних Гондураса и Сальвадора. Погубило город извержение вулкана, люди ушли на север – в джунгли. Майя первые в математике стали использовать понятие нуля, они достигли небывалых высот в астрономии, архитектуре, медицине, могли предсказывать солнечные и лунные затмения. А о календаре Майя знает почти каждый на нашей планете, весь мир с ужасом ждет декабря 2012 года. Но и в тоже время они не знали гончарного круга, колеса, железа. Можно ли доверять их знаниям, их предсказаниям конца света, жили они, то, по сути, в каменном веке.

И в наши просвещенные времена находятся люди, которые считают Майя потомками обитателей Атлантиды. Говорят еще, что Майя, будто приплыли из Египта, или доходит даже до того, что все свои знания индейцы получили от инопланетян.

Раньше считали, что Майя были народ, как правило, мирным. Народом астроном, поэтов, ученых, жрецов. Считали, что Богам они приносили, исключительно бескровные мирные жертвы – бабочки и цветочки. Как заблуждались эти люди, поскольку Майя на самом деле, уважали силу оружия, топили людей в синодах, вырывали сердца и рубили головы, не хуже чем кровожадные Ацтеки.

Есть много гипотез о гибели древних городов, индейцев с обустроенных мест изгоняли болезни, землетрясения, засухи, социальные волнения, демографические взрывы и голод, изменения климата, войны. Ни одна из версий не бесспорна, поэтому вопросы все равно остаются.

Крах Майя неразгаданная тайна истории, дворцы, дома, храмы опустели, города погрузились в пучину тропической растительности. К моменту прихода Конкистадоров т Золотого века майской цивилизации осталась лишь туманная легенда. Эта непонятная и страшная трагедия для Майя и стала концом света. Неужели и нас ждет нечто такое, над чем ученые, через много-много веков, будут ломать головы.

Республика
República de Guatemala
Флаг Герб
Девиз: «Libre Crezca Fecundo (исп. Расти свободно и богато)»
Гимн: «Guatemala Feliz»
Официальные языки испанский
Столица Гватемала
Крупнейший город Гватемала
Форма правления президентская республика
Президент
Вице-президент
Джимми Моралес
Хафет Кабрера
Территория
Всего
% водной поверхн.
103-я в мире
108 889 км²
0,4
Население
Оценка (2013)
Плотность
▲14 373 472 чел. (69-е)
119 чел./км²

Гватемала видео:

Центр цивилизации майя, одна из самых колоритных стран Центральной Америки - Гватемала. Название «Гватемала» на языке индейцев, живших здесь до испанцев, означает «земля многих деревьев». Привлекает своей экзотикой влажными тропическими лесами, красотой вулканов. Населяют её в основном метисы испанцев и индейских племён. Красота природы и многочисленные памятники древности привлекают в Гватемалу путешественников из всех стран мира.

Гватемала - самая северная страна из Центральноамериканских республик. Граничит на северо-западе с Мексикой, на востоке с Белизом, на юге и юго-востоке - с Сальвадором и Гондурасом. На востоке Гватемала имеет узкий выход к Карибскому морю, где и находится один из главных портов Карибского побережья в Центральной Америке - Пуэрто-Барриос. На западе омывается Тихим океаном, на востоке - Карибским морем. Гватемала считается страной гор и вулканов, больше половины территории страны занимают горы, остальная половина покрыта сельвой. Всего на территории Гватемалы 33 вулкана, многие из которых действующие.

Субэкваториальный пассатно-муссонный, однако рельеф сильно влияет на климатические условия. В горах и на плоскогорье среднегодовая температура от 16 С до 20 С, на побережье - 25-30 С жары в тени. Чётко различаются два времени года - дождливая зима с мая по октябрь и сухое лето с ноября по апрель. Выделяются три высотных климатических пояса: до высоты 800 м. над уровнем моря — жаркий (тьерра кальенте), умеренно жаркий (тьерра темплада) — от 800 до 2000 м. и тьерра фриа — выше 2000 м. Среднемесячные температуры летом до +27 С.

Достопримечательности Гватемалы интересны своей самобытностью - древние памятники индейцев майя здесь не только охраняются государством, но и для многих жителей до сих пор являются предметом поклонения, ведь в Гватемале и по сей день майянская культура сосуществует наряду с католицизмом и протестантизмом.

Среди достопримечательностей страны в первую очередь выделяется комплекс пирамид майя - Тикаль, занимающий большую территорию. Пирамиды встречаются и в других местах Гватемалы - таких как: Яшхе, Ишимче, Киригуа, куда организоваться экскурсии для туристов и других, в которые попасть не так-то просто. В столице можно посетить музеи: археологии и этнографии, естественной истории, современного искусства и многие другие достопримечательности. Много памятников архитектуры колониального периода сохранилось в Антигуа.

Бывшая столица Гватемалы - Ла Антигуа. В результате землетрясения 1773 года столица была перенесена, а город так и остался полуразрушенный. В 40-х гг. ХХ в. президент Убико объявляет город национальным достоянием. Славится своей архитектурой в стиле барокко.

Жемчужина Гватемалы - озеро Атитлан, окружено со всех сторон величественными горами, расположено на высоте более 3000 м над уровнем моря, возникло около 100 тысяч лет назад во время извержения вулкана, которое уничтожило все живое на территории современной Гватемалы.

Самая высокогорная в обеих Америках торговая точка - Чичикастенанго, известна с до-испанских времен. Он был крупнейшим торговым центром индейцев майя. В местной церкви хранится древняя книга - Пополь-Вух, особо почитаемая индейцами. Это яркий, самобытный и масштабный индейский рынок, открытый только по четвергам и воскресеньям.

Крупнейший памятник древней цивилизации, центра империи Майя - Руины Тикаля. Существовали с VI в. до н.э. по IX в. н.э. Тикаль - это сотни храмов, дворцы знати, стелы с рельефами и надписями, алтари, а также гигантские пирамиды, построенные индейцами.

Руины города майя - Яксха, находятся на территории плато Петен, знаменит своими густыми, почти не проходимыми сельвами, которые скрывают в себе не только природные богатства, но и настоящие культурные памятники. Неповторимое сочетание цветов и звуков, красота пейзажей и таинственный дух древнего мира привлекают в Яксху как любителей экологического туризма, так и ценителей истории.

Водопады Семук Чампей и пещеры Ланкин - это естественный каменный мост, под который уходит река и с другой стороны образует небольшие водопады и заводи, где можно купаться. В заповеднике Кетцаль можно увидеть сохранившиеся влажные тропические леса, орхидеи, а также знаменитую птицу кетцаль.

Частный парк, откуда отрывается вид на Кобан и где можно погулять по тропическому лесу - Парк Чихбаок. В лесу сохранилось 85 видов птиц. Это второй по величине заповедник.

Крепость Сан Фелипе, построенная между рекой и озером, чтобы защищать озеро Изабель от английских пиратов. Первая крепость, построенная в 1651 г., с тех пор была несколько раз разрушена и полностью восстановлена в 1955 г.

Кухня Гватемалы берет свои истоки в кулинарных традициях индейцев майя. Гватемальская кухня очень схожа с традициями соседних стран - Мексики, Гондураса и Сальвадора, хотя несколько проще и "грубее". Гватемальская кухня отличается использованием различных специй и приправ. В рационе преобладают рис, кукуруза, бобы и маис. Практически ни одно блюдо не обходится без мяса. Регионы, которые находятся ближе к центру государства, не редко используют в своем рационе мясо диких животных. Там Вы можете попробовать овощной суп, различные каши и мясные жаркое, лепешки и фруктовые десерты. Очень популярны среди туристов блюда из мяса птиц, приправленные овощами и душистыми травами. Готовят мясо в горшочках или на горячих противнях. Благодаря особому способу приготовления мясо всегда остается сочным. Поскольку Гватемала находится на берегу двух океанов, то следует заметить, что и рыба является неотъемлемой частью ежедневного рациона. Каждая хозяйка Гватемалы знает такое количество способов приготовления рыбы, что ни одному французскому повару не снилось.

На десерт жители Гватемалы предпочитают свежие фрукты. В них может быть добавлен сироп или сахар. Также местные жители большие любители сладких лепешек с фруктовыми начинками. Отличным дополнением сытного обеда станут фруктовые чаи и сок. Самым любимым местными жителями напитком является, конечно, кофе! Его пьют всегда и везде. Пользуеться спросом оригинальный шоколадный кофе "чампуррадо". Если в Гватемале пьют чай, то это обязательно будет травяной напиток «мате». Из традиционного местного алкоголя стоит выделить ром, местное пиво «Кетцальтека» и «Ромпопо» с молоком, яйцом и, конечно, ромом.

Обилие тропических фруктов обеспечило появление в кухне Гватемалы множества фруктовых напитков. Конечно же, самым главным фруктовым напитком является свежевыжатый натуральный сок, со льдом, обладающий уникальным цветом и превосходным вкусом.

Курорты Гватемалы

Центрально-американская Гватемала - страна экзотическая во всех смыслах. На пляжных курортах Гватемалы нет огромного количества современных отелей, а номера в пляжных гостиницах представляют собой бунгало в виде хижины. Не за комфортом и техническими наворотами едут сюда истинные ценители экзотики. Их влекут километры диких пляжей, на которых так приятно встречать рассвет или провожать солнце в ежевечерний путь в океанскую пучину.

Пляжные курорты Гватемалы расположились на берегах сразу двух океанов - Тихого и Атлантического

Город Ливингстон на берегу залива Гондурас на побережье Атлантики - место, куда попасть не так просто. Доставку сюда туристов осуществляют лодки из Пуэрто-Барриос или из Белиза. Здешние пляжи считаются одними из самых красивых в Центральной Америке, а отсутствие отелей высокого уровня совершенно не смущает любителей уединенного отдыха на берегу океана.

Достаточно крупный курорт Гватемалы - Пуэрто-Барриос, где есть даже местный аэропорт. Его живописная гавань, чистые пляжи и наличие хоть и скромной, но инфраструктуры привлекают в город довольно большое число туристов.

Пуэрто Сан Хосе и Чамперико на Тихом океане - рыбацкие деревушки, где в последние годы стремительно развивается туризм. Пока местные жители могут предложить гостям лишь бунгало на берегу из пальмовых листьев с частичными удобствами, но и такой способ размещения совершенно не пугает путешественников, предпочитающих уединение.

Монтеррико - самый популярный пляж в Гватемале. Главная особенность пляжа - это черный вулканический песок. Кроме того здесь часто выпускают в море маленьких черепашек.

Самая длинная река Гватемалы - Рио Дульсе, выходит из озера Изабель. На берегах реки расположены прекрасные пляжи, горячие источники и нетронутые леса, где можно встретить экзотическую флору и фауну. Прекрасное место для рыбалки, яхтинга, водных видов спорта.

Виза в Гватемалу для украинцев. Таможенные правила Гватемалы. Правила въезда в Гватемалу

Украинцы могут находиться на территории Гватемалы без визы на протяжении 90 дней с момента приезда в страну.

Ввоз и вывоз иностранной валюты не ограничен (декларация обязательна), национальной - запрещен. Разрешен беспошлинный ввоз (для лиц старше 18 лет), до 80 сигарет или около 100 г табака и до 1,5 л алкогольных напитков (но не больше двух бутылок). Запрещен вывоз наркотиков, археологических ценностей, антиквариата, редких животных и птиц, их шкур и чучел.

В Гватемалу стоит ехать, если Вам нестерпимо хочется познакомиться с настоящими индейцами, поучаствовать в мистических шаманских ритуалах, своими глазами увидеть селения, в которых живут потомки легендарных майя, погрузиться с головой в местные обычаи и побывать на поражающем воображение яркими красками и необычными традициями языческом празднике. Туристы со всего мира спешат в Гватемалу насладиться красотой здешней природы и памятниками древности.

Туристический Оператор W.club с радостью организует для Вас увлекательное путешествие в эту необычайную страну под названием Гватемала.

Веретенников А.М. ::: Города майя и ацтеков

По мнению большинства исследователей, культура майя яв­ляется одним из величайших достижений человечества в древ­ности. Эта цивилизация просуществовала почти тысячу лет. Индейцы майя были первым развитым народом Америки, с ко­торым столкнулись испанцы в ходе завоевания земель Запад­ного полушария.

К моменту прихода европейцев майя занимали обширную территорию. В ее пределах ученые обычно выделяют три куль­турно-географические области. Так, например, северная охваты­вала весь полуостров Юкатан, который представлял собой плос­кую известняковую равнину с кустарниковой растительностью. Местами она пересекалась цепями невысоких каменистых хол­мов. Отсутствие рек, ручьев и озер, бедные почвы сознавали трудности для занятия земледелием. Не совсем благоприятной для проживания была и южная область, которая включала в себя горные районы и Тихоокеанское побережье Южной Мексики и Гватемалы. Более выгодной по своим природным условиям явля­лась центральная область, охватывавшая северную часть Гватемалы и прилегающие с запада территории, где располагаются сейчас такие мексиканские штаты, как Чьяпас, Табаско и Кампече. Центральная область - это холмистая известняковая низмен­ность. Большая ее часть покрыта влажными тропическими леса­ми, которые чередуются с травянистыми саваннами, болотисты­ми низинами и озерами.

В таких трудных условиях и были построены индейцами майя сначала скромные хижины из дерева и глины, а впоследствии большие каменные города. Несмотря на то что орудия труда были крайне примитивными и изготавливались только из дере­ва, кости и камня, майя сумели достичь поразительного совер­шенства в архитектуре, скульптуре, живописи, в производстве керамики.

Развитие древнейшей цивилизации майя продолжалось почти десять веков. В конце VIII века майя достигли высочайшей степе­ни культурного развития. К этому времени индейцами были воз­ведены изящные храмы, гигантские дороги-дамбы, многочислен­ные пирамиды и дворцы. В течение столетий росли и расширялись старые селения и города, возникали новые. Все это продолжалось почти до конца I тысячелетия н. э. В IX веке на процветающих землях и в белокаменных городах майя произошла какая-то ка­тастрофа. В результате архитектурное строительство в городах полностью прекратилось. Искусные скульпторы не возводили больше громадные каменные стелы с ликами правителей и богов, а умелые резчики по камню не украшали их вычурными и изящными иероглифами.

Крупнейшие майяские центры стали приходить в запустение. Жители покидали их. Всего за несколько десятилетий города древних майя были надежно укрыты от людских глаз, попав в цепкие объятия буйно разросшихся вечнозеленых джунглей. Опустевшие плошали и брошенные здания покрылись лесной зеленью. Лианы и корни деревьев разрушали фундаменты и пе­рекрытия массивных строений, а низкорастущий кустарник за­полнил все свободные части пространства, где совсем недавно пролегали улицы и дороги-дамбы. Именно в этом и заключается одна из величайших загадок культуры-феномена, к которой при­числяют древнейшую цивилизацию майя. Города классического периода, возведенные в I тысячелетии н. э., еще в доколумбовый период поглотили джунгли. И когда в конце XV века на земли Америки ступили люди Колумба, а в начале XVI столетия сюда прибыли первые экспедиции конкистадоров, о древней цивили­зации майя забыли даже ближайшие потомки людей, некогда живших там.

В истории майя действительно немало загадок. И самая первая из них - это тайна происхождения этого народа. Из множества гипотез наиболее существенной и обоснованной в современной науке по изучению древнейших цивилизаций считается доктрина известнейшего мексиканского археолога, большого знатока в об­ласти культуры майя Альберто Руса Луилье. Как и некоторые другие исследователи, он считает, что в период между II тысяче­летием до н. э. и IV веком н. э. и произошло формирование майя как народности. Исследователь назвал этот период прото-классическим и дал ему следующую характеристику: «Значитель­ные успехи в земледелии обеспечили существование центров с постоянным населением. Оседлая жизнь привела к изобрете­нию и развитию керамики, а также к формированию искусства скульптуры, поражающей, несмотря на простоту, своей удиви­тельной мощью. Появились платформы и первые пирамиды, на которых возвышались храмы из дерева с пальмовой крышей.

Религиозные верования ограничивались поклонением отдель­ным богам, которые воплощали силы природы. В этот период культура майя ощутимо отличалась от прочих, зарождавшихся на Мексиканском нагорье („архаичная" культура), на Атлантиче­ском побережье (культура ольмеков) и на юге Мексики (сапотеки и миштеки)... Отдельно следует отметить строительство плат­форм и не столь многочисленных в те времена пирамид. Подобные памятники обнаруживаются практически по всей тер­ритории майя».

По мнению ученых, придерживающихся точки зрения А. Руса, в конце II тысячелетия до н. э. майя из горных и предгорных районов приступили к широкой колонизации слабо заселенных лесных равнин Северной Гватемалы и Юкатана, которые отно­сятся к северной и центральным областям региона. Обнаружен­ные в этой местности глиняные статуэтки изображают людей, имеющих характерные крючковидные носы и искусственно де­формированную лобную часть черепа. Майя добивались прида­ния подобной формы голове тем, что новорожденному младенцу прикреплялись на лоб и на затылок плоские дощечки. Деформи­рованный таким образом череп являлся главным отличительным признаком людей, принадлежавших к племени. Данные черты были ярко выражены во внешности майя вплоть до завоевания их страны испанцами в XVI веке.

Неоспоримым свидетельством того, что горные майя несколь­ко опережали в своем развитии собратьев из лесной равнинной зоны, является тот факт, что обнаруженный археологами в горах Сальвадора в начале 90-х годов XX столетия крупный центр древних майя (его возведение относится к концу I тысячелетия до н. э.) был предшественником будущих многолюдных горо­дов, которые возникли на территории региона майя уже в I ты­сячелетии н. э. Этот центр (Чальчуапу) имел ряд каменных хра­мов, которые стояли на вершинах ступенчатых пирамид и были окружены широкими мощеными площадями и множеством ка­менных скульптур. В центральной части горной Гватемалы, на са­мой окраине столицы этой латиноамериканской страны, и сегодня можно видеть отдельные земляные холмы пирамидальной формы. Это остатки некогда крупного поселения майя. Археологи назвали его Каминальуйю («холм мертвых»). Возникновение поселения датирует примерно II тысячелетием до н. э.

Культура, предшествовавшая классическому периоду цивилиза­ции майя (специалисты именуют ее протоклассической), I тысяче­летию н. э., по мнению большинства исследователей, конечно же, намного скромнее и отличается множеством качественных показа­телей. Однако преемственность между ними определяется доволь­но четко. Это особенно заметно при сличении следующих харак­терных признаков: монументальная каменная архитектура со ступенчатым (ложным) сводом, обязательное наличие резных ка­менных стел со скульптурными изображениями и надписями, иероглифическая письменность, царские гробницы с заупокойными храмами под ними, планировка основных архитектурных комплек­сов вокруг прямоугольных дворов и площадей, которые сориенти­рованы по сторонам света. Все эти черты, свойственные доклассическим памятникам архитектуры, несомненно, послужили основой для последующего развития и расцвета майяской культуры.

Первые сведения о цивилизации майя историки стали нахо­дить в архивах и библиотеках среди немногих дошедших до нас письменных свидетельств. Среди них и повествования самих индейцев, записанные на их родном языке, но буквами латинского алфавита вскоре после прихода на земли Западного полушария кон­кистадоров. Таковыми, например, являются эпос майя-киче «Пополь-Вух», книги юкатанских индейцев «Чилам-Балам».

Фундаментальный труд, посвященный этно­су индейцев, написал живший в XVI веке и не раз бывавший в Новом Свете испанский епис­коп Диего де Ланда. Подробный отчет о пре­бывании в городе Гватемале, адресованный испанскому королю Филиппу II, оставил коро­левский чиновник Диего Гарсиа де Паласио, который по делам службы побывал здесь в 1576 году. Во время своего путешествия он обнаружил на бере­гу реки Копан величественные руины какого-то древнего города. В отчете де Паласио писал: «Я со всем тщанием пытался выяс­нить у местных индейцев: нет ли в древних преданиях сведений о людях, живших когда-то в этом городе. Но у них не оказалось книг с описанием их древней истории... Правда, они сообщили мне, что в древние времена сюда пришел с Юкатана великий правитель, который построил все эти здания, но затем, бросив все, вернулся в родные края».

Город Копан был возведен в классический период древней ци­вилизации майя, примерно в середине VII века. По описаниям, которые оставили в XVI веке Г. Паласио, а позднее, в середине XIX столетия, Дж. Стефенсон, Копан был обнаружен на западе Гондураса, неподалеку от гватемальской границы, департаментов Сакапа и Чикимула. Так называемый городской центр Копана занимает площадь 30 га. Местная архитектура отличалась тем, что в ней отсутство­вали большие пирамиды и высоко вознесенные храмы с огромными «кровельными гребнями». Копан производит впечатление огромного акрополя, в состав которого входило несколько пирамид, платформ, тер­рас, храмов и дворов. Они распола­гались на территории города группа­ми. Одна из главных достопримечательностей - лестница, ведущая в акрополь. Она состоит из 63 скульптурных ступеней и имеет около 2500 иероглифов. Особенно выделяются храмы. Возведение трех из них исследователи относят к 756-771 годам. Один из храмов посвящался Венере.

Огромный интерес представляет центральная площадь. На ней воздвигнуты девять монолитов, которые служат основанием для алтарей, отличающихся изящной отделкой. По мнению ученых, в Копане находилась одна из наиболее крупных астрономических обсерваторий, которыми располагали древнейшие города майя. Американский археолог С. Морли предполагал, что числен­ность населения Копана в период его наивысшего расцвета до­стигала 200 тысяч человек. Однако, по мнению других иссле­дователей, ученый несколько завысил число жителей. Тем не менее Копан считался в древние времена наиболее выдающим­ся центром цивилизации майя.

К северу от Копана, уже на гватемальской территории, находит­ся город Киригуа. Он не столь впечатляющ по размерам, однако представляет большой интерес как памятник древнейшей цивили­зации. На его территории археологам удалось обнаружить изуми­тельные стелы, покрытые рельефными изображениями. Одна из них достигает десятиметровой высоты и по своим размерам пре­восходит все остальные монолиты, обнаруженные на территории Мезоамерики.

В конце XVIII века в глубине джунглей Чьяпаса (Мексика) был найден еще один древний город майя - Паленке, покинутый жителями в конце I тысячелетия н. э. (X век). Его причудливые белокаменные руины, затерявшиеся в густой мексиканской сельве (сельва - название влажных тропических лесов в странах Южной и Центральной Америки), обнаружили индейцы и сооб­щили об этом местному священнику. От него о находке узнали чиновники испанской администрации. Примерно в это же время (1773) Паленке посетил капитан ис­панской армии Антонио дель Рио. Он одним из первых достаточно обстоятельно обследовал централь­ную часть гигантского города и дал описание его архитектурных памят­ников. Спустя полстолетия (1822) отчет испанского офицера был пе­реведен на английский язык и из­дан в Великобритании. Составлен­ный в весьма занимательной форме, этот документ, однако, не вызвал заметной реакции в научных кругах Европы. Лишь через 17 jet, попавшись на глаза американскому исследователю Джону Ллой­ду Стивенсу, повествование испанца вдохновило его на поиски забытых городов майя.

В 1839 году Стивенс снарядил экспедицию и отправился в глубь тропических лесов Гондураса. В составе экспедиции находился близкий приятель исследователя, постоянный спут­ник в его многочисленных странствиях, английский художник Ф. Казервуд.

Преодолевая всевозможные трудности, Стивенс и участники экспедиции побывали не только в Паленке, но и посетили руины таких майяских городов, как Копан, Ушмаль, и целого ряда дру­гих, обнаруженных испанскими конкистадорами, миссионерами, королевскими чиновниками еще в середине XVI века.

Возвратившись из путешествия, Джон Стивене вскоре издал книгу, в которой в увлекательной и яркой форме изложил ре­зультаты своих наблюдений. Документальную достоверность из­данию придавали блистательно исполненные рисунки художника Казервуда. Энергичного и талантливого исследователя Дж. Стивенса с полным основанием считают первооткрывателем древ­ностей майя, человеком, который сумел пробить брешь в стене забвения доколумбовой истории Мезоамерики. Его находки произвели огромный эффект на ученых Европы и США. Именно это обстоятельство привело к тему, что в конце XIX века на терри­тории майя начались первые археологические раскопки. В распо­ряжение специалистов попал богатейший материал, который бесстрастно и объективно отражал картину прошлого. В начале XX столетия научные учреждения Мексики, США, а также от­дельных стран Европы приступили к систематическому изуче­нию наиболее важных памятников культуры майя.

Одним из самых блестящих городов древнейшей цивилизации майя классического периода многие исследователи считают архи­тектурный комплекс Паленке. Его история насчитывает почти десять веков. Он существовал с конца I тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э. Название этого города, как и почти всех других древних городов майя, носит условный характер. В их выборе современные исследователи чаще всего руководство­вались чисто случайными признаками. Паленке в переводе с ис­панского означает «изгородь», «ограда», «огороженное место».

В конце 40-х годов XX столетия мексиканский археолог Альберто Рус Луилье возглавил крупную археологическую экспеди­цию Национального института антропологии и истории Мекси­ки, занимавшуюся раскопками Паленке. В самом начале раскопок ученый обратил внимание на необычный пол одного из храмов этого древнего города. Он был выложен крупными каменными плитами. Когда в процессе раскопок одну из плит удалось при­поднять, то был обнаружен тоннель и несколько ступеней камен­ной лестницы, ведущей вниз, в глубину гигантской пирамиды. Однако и тоннель, и все последующие ступени лестницы были завалены огромными глыбами камня, забиты щебнем и землей. Четыре года потребовалось участникам экспедиции для того, что­бы преодолеть возникшую на их пути преграду. Но вот на­ступило 15 июня 1952 года. Тоннель наконец-то был рас­чищен и в самом конце упи­рался в подобие какой-то камеры, вход в которую засло­нял огромный треугольный камень. Его вес, как выясни­лось позже, составил более тонны. Перед этой своеобраз­ной дверью лежали скелеты пяти юношей и одной девуш­ки. В ходе последующих исследований удалось установить, что их смерть имела насильственный характер. Альберто Рус пришел к выводу, что тела погибших были принесены в жертву по како­му-то особенно важному случаю. Когда рабочим удалось сдви­нуть с места эту огромную треугольную дверь, догадка ученого подтвердилась. Камень закрывал вход в гробницу. Она была весьма значительных размеров - 9 м в длину и 4 м в ширину. Посередине склепа стоял массивный каменный саркофаг. Сверху он был накрыт огромной плитой срезными изображениями и иероглифическими надписями. Внутри саркофага археологи об­наружили скелет высокого мужчины средних лет. На лицевой части черепа лежала прекрасно сохра­нившаяся изящная мозаичная маска, инкрустированная нефритом, обсиди­аном и перламутром.

Уникальная для мезоамериканской культуры пирамида выполняла функ­ции мавзолея, в котором покоились, как выяснили ученые, останки одного из могущественных представителей древнего города. Сооружение, где был обнаружен саркофаг, известно в археологии под названием «храм Надписей».

Полагаясь на собственную интуицию, отменное знание ма­териала, который был накоплен к этому времени в изучении древнейшей цивилизации, Альберто Рус пришел к выводу, что гениальные майяские архитекторы решили скрыть от лишних глаз мавзолей, где покоился великий иерарх, погребенный вместе со своей многочисленной свитой, и поместили сарко­фаг в основании пирамиды.

Ученый-археолог оставил очень яркое повествование о том, как совершалось это открытие, позволившее разгадать одну из главных тайн тысячелетней давности. Исследователь писал: «В 1949 году под руинами одного из зданий дворца Паленке мы обнаружили великолепную каменную плиту, на ко­торой просматривались 262 иероглифа и изображение сцены подношений. Персонажи и знаки выполнены очень глубоким рельефом. Паленскому ис­кусству присуши удивительное чувство композиции, тонкость и строгость. На­чальная дата предложена в фигурном варианте, то есть в виде фигур людей и животных, когда первые означают числа, а вторые - периоды. Таким образом майя подчеркивали теснейшую связь между че­ловеком и временем».

Проведенные исследования позволили установить, что гигантский склеп, обнаруженный внутри пирамиды и являющийся основанием храма Надписей, - одно из грандиозных достижений майя в области архитектуры и скульптуры. Так, например, размер покрывающей саркофаг плиты со­ставляет 8 м 2 . Сам он представляет собой монолитный блок, объем которого состав­ляет 7 м 3 . Этот блок, в свою очередь, установлен на шести каменных подпорках. По единодушному мне­нию коллег Руса, которые непосредственно принимали участие в этих раскопках, все детали саркофага, украшенные рельефными изображениями, несут хронологическую информацию и опреде­ленную символику и выполнены с большим мастерством.

В архитектурный комплекс Паленке, помимо этой главной на­ходки, ставшей, по сути, сенсацией, входили еше три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста.

Этот городской центр, его архитектура и скульптура отлича­лись своеобразными чертами, которые были присуши майяскому классическому периоду.

Наиболее распространенным строительным материалом был камень. Здания возводились в основном из известняка. Вырублен­ную из скал породу пережигали, получая таким образом известь.

Майя смешивали ее с песком, добавляли воду и приготов­ляли из этих компонентов це­ментирующий раствор.

В соединении с каменной пылью он давал разновид­ность еще одного великолепного строительного материала - штука (что-то вроде совре­менной шпаклевки, приготовленной из смеси гипса и мела). Штуком покрывали стены и потолки. Используя необыкновен­ную пластичность этого материала, майя виртуозно изготавли­вали лепные украшения, которые наносили на стены и колонны зданий, их основания, фризы. Применяя острый резец, очевид­но из обсидиана (стекла вулканического происхождения), на плиты, покрытые штуком, наносились легко прочерченными линиями контуры с образами божеств, иероглифические надпи­си. Известковые камни применялись также для изготовления различных украшений, посуды. Из известняка делали косяки, притолоки, стелы, ал­тари, статуи.

Основными чертами городского центра в Паленке являлось наличие портика с тремя, а иногда пятью вхо­дами. Они были образованы посредством возведения широких колонн. Внутри центрального задне­го помещения, которое представляло собой как бы отдельную архитектурную единицу, находилось святилище. Оно выполняло функцию по охране символа того культа, которому был посвящен храм. Маленькие помещения, которые находились по бокам от святилища, являлись кельями жрецов.

В Паленке, как и во всех других обнаруженных при раскопках дворцах и храмах майя, по обе стороны от входов на стене или колонне можно встретить подобия каменных колец. Это или ку­сок камня, вставленный в небольшую выемку, или маленький каменный же цилиндр, встроенный вертикально в пространство между двумя камнями.

Подобные приспособления служили для крепления веревок, на которые подвешивался занавес. Он выполнял функцию своеоб­разной двери и укрывал помещение от дождей и ветров, спасал от холодов. Древние зодчие майя в конструкции зданий исполь­зовали также выступающие навесы, на которых укрепляли спе­циальные карнизы. Во время ливней вода стекала по ним, минуя стены или колонны, украшенные рельефами из штука, предохра­няя их тем самым от размывания и быстрого разрушения.

Большой интерес представляет эволюция, которую совершили в градостроительстве индейцы майя. Их первые постройки, воз­веденные с ритуальными целями или как жилища жрецов и вож­дей, были не чем иным, как простыми хижинами, имевшими разные размеры. Фундаментом для них в это время (IV-II века до н. э.) служили платформы различной высоты, облицованные камнем и штуком. В более поздний доклассический период (ближе к I тысячелетию н. э.) основания для зданий стали превращаться в ступенчатые пирамиды, которые создавались путем наложения одной платформы на другую. Однако даже в этот период храм, венчавший пирамиду, несмотря на то что ее основание украша­ли богатые алебастровые маски, вое же представлял собой обык­новенную хижину с пальмовой кровлей. И только в классиче­ский период развития, начиная с первых веков нашей эры, на смену пальмовой крыше при­шел каменный свод. Он полу­чил название ложной арки или майяского свода. Это архитек­турное новшество не изобрете­ние майя. Свои жилища и здания подобным образом накрывали некоторые народы Старого Света, например микенцы, на не­сколько тысячелетий раньше, чем возникли первые ростки куль­туры древней индейской цивилизации.

Майяский свод имел особенность. Он возводился путем сбли­жения стен, начиная с определенной высоты. Ряды камней при этом накладывались один на другой так, чтобы каждый последу­ющий выступал над предыдущим. Когда отверстие вверху стано­вилось совсем небольшим, его закрывали плитой. Новый свод был значительно прочнее. Ведь он строился из камня и не подда­вался, в отличие от дерева, губительному и разрушительному воз­действию влажного тропического климата. Этот тип перекрытий обеспечивал острый угол свода, большую его высоту и огром­ную массивность стен, на которые данный свод опирался. В то же время внутренний, полезный объем зданий был очень мал по сравнению с внешним. Из-за ложного свода архитектурные сооружения имели небольшую ширину помещений при до­статочной длине.

У майяского свода был еще один су­щественный недостаток. Он позволял перекрывать, в силу особенностей своей конструкции, только узкие простран­ства. Однако в отдельных случаях древ­ние зодчие все же сумели возвести такие перекрытия в могильном склепе храма Надписей в Паленке и в поперечных коридорах, разделяющих центральное здание Дворца губернатора и боковые пристройки в Ушмале. Для увели­чения внутренней площади майяские архитекторы перегородили помещение посередине продольной стеной. В центре она имела дверь. В подобной архитектурной постройке здание перекрыва­лось уже двумя ложными сводами, опиравшимися одним кон­цом на серединную, а другим на внешнюю стену.

В классический период майя ввели новшество в строитель­ство оснований (фундаментов) своих храмов, ритуальных зда­ний и дворцов. От использо­вания простых платформ они перешли к так называемым пирамидам. Однако в отличие от древних египтян майя никогда не стремились к достижению действительно пирамидального геометрического объема. Накладывая платформы одна на дру­гую, они получали в результате усеченную форму. На ее четы­рехгранной вершине возводился небольшой, чаше всего двух- или трехкомнатный храм. Число уступов, или членений, на кото­рое делилось тело пирамиды, могло быть самым разнообразным. От подножия пирамиды к двери святилища обычно вела длин­ная, крутая и широкая лестница. Если пирамида была очень больших размеров, то такие лестницы располагались по всем ее четырем сторонам. Конфигурация подобных пирамид обычно использовалась для возведения культовых построек на вершинах больших холмов. У народности майя любая возвышенность была обожествлением сил природы. По верованиям индейцев, именно на холме обитали дожди, ветры, реки. Они считали, что чем выше холм, тем ближе к небу. Поэтому храм должен был устремляться к небесам, туда, где обитают боги.

Характерным архитектурным образцом майяского храма пери­ода расцвета цивилизации (вторая половина VII века) археологи и исследователи считают известный храм Солнца в Паленке. Он воздвигнут на невысокой пирамиде, которая разделена на пять этажей-ступеней. Сам храм расположен на усеченной верхушке пирамиды. Это продолговатое, небольших размеров здание, ко­торое имеет внутреннюю продольную стену. К правому и лево­му торцам примыкают два узких отрезка фасадной стены, а меж­ду ними поставлены еще два прямоугольных столба. Таким образом, фасад представляет собой нечто вроде портика. Его столбы украшены штуковыми рельефами. Фасадная стена проре­зана тремя дверями, ведущими в помещение, где расположено маленькое святилище. На задней его стене помещен барельеф, изображающий маску бога солнца. Эта маска подвешена на двух скрещенных копьях. Возле них в позе поклонения изображены две человеческие фигуры. Именно эта скульптурная деталь свя­тилища дала повод некоторым исследователям назвать это зда­ние в Паленке храмом Солнца.

Плоскую крышу храма венчает кровельный гребень. Он, как и во многих других культовых постройках майя, достигает зна­чительной высоты. Гребень состоит из двух сходящихся в верх­ней части под острым углом стен, которые имеют многочислен­ные отверстия, напоминающие окна. Поверхность стен гребня покрыта богатым геометрическим орнаментом, в центре которого находится изображение мифического чудовища. По утверждению специалистов, гребень не имел никакой конструктивной функции и служил лишь для увеличения общей высоты здания. Храм Солнца, с точки зрения архитекторов, отличает уравновешен­ность всех его частей, благородство и простота очертаний. Это один из наиболее выразительных и впечатляющих памятников зодчества майя.

Основные черты майяской архитектуры, связанные с возведе­нием культовых сооружений, можно проследить и на примере других городских центров, существовавших в VII-IX веках, - Тикаля, Пьедрас Неграс, Ушмаля, Йашчилана, Копана, Киригуа. Различия можно обнаружить только в деталях. Так, например, храмовые пирамиды Тикаля, крупнейшего города классического периода, были очень высокими, но имели сравнительно неболь­шое основание. По внешнему виду они напоминали башни. Са­мая высокая из них - пирамида храма IV имеет высоту 45 м, а вместе с храмом и декоративным гребнем возносится более чем на 70 м. (Для сравнения - это примерная высота современного двадцатиэтажного здания.)

Майяские строители пре­красно чувствовали окружаю­щий ландшафт. Они умело располагали здания на при­родных террасах. Архитектур­ные композиции непринуж­денно и свободно вписывались в горный рельеф. Современных архитекторов поражает планировка майяских поселений. Древ­ние градостроители добивались удивительной уравновешенности отдельных частей возведенных ансамблей, их гармоничного сочетания. Важную роль играл при этом цветовой контраст построек и окружающей природы. Зодчие майя покрывали стены зданий белым или алым штуком. На фоне голубого неба или яркой зе­леной тропической растительности, окружавшей сооружения, это производило особый эффект.

Вторым основным типом архитектурных сооружений майя являлось узкое, вытянутое в длину здание. Внутри оно, как пра­вило, делилось на несколько помещений. По предположению ис­следователей, эти помещения (в археологической литературе они условно называются дворца­ми) служили жилищами для наиболее знатных членов общества и жрецов. Для их по­стройки использовались из­весть и камень. Дворцы в один или несколько этажей почти всегда возво­дились на террасе или платформе. Обыч­но здания группировались около какого-нибудь свободного пространства таким образом, что внутри комплекса оказывал­ся большой, замкнутый со всех сторон двор (или площадь). Фундамент дворца размещался на стилобате (искусственно созданном возвышении), но высота его была значительно ниже, чем у храмовых сооружений. Ярчайший пример подобной постройки - дворцовый комплекс в Па­ленке. Он представляет собой целую груп­пу зданий. Все они располагаются вокруг двух больших и двух малых дворов. Комплекс размешен на гро­мадной (104 х 60 м) платформе, поднимающейся от поверхности земли примерно на 10 м. К подножию платформы ведет лестни­ца, при помощи которой можно попасть на территорию боль­ших дворов. Каждое здание имеет продолговатую форму. Сере­дину его рассекает сплошная продольная стена, которая делит помещение на две параллельно расположенные узкие комнаты, перекрытые лажными сводами. В одном из малых дворов разме­щена четырехэтажная, в форме квадрата башня. По мнению ис­следователей, она, возможно, выполняла функцию обсерватории. У древних майя существовал еще и третий тип сооружений. В современной археологии их именуют стадионами или здания­ми для игры в мяч. Подробное описание этой культовой игры дает в своей книге «Искусство Древней Америки» известный российский исследователь-майянист Р. В. Кинжалов: «Куль­товая игра в мяч имела ши­рокое распространение среди индейских народов Централь­ной Америки. Сущность ее состояла в том, что представители соперничавших команд должны были прогнать массивный тяжелый мяч из сырого ка­учука через большое каменное кольцо, укрепленное верти­кально в одной из стен стадиона. Игра усложнялась тем, что ладонями и ступнями ног к мячу прикасаться запрещалось - мяч мог быть послан ударом локтя, колена или туловища». Далее ученый дает характеристику сооружения: «Эти стадионы представляли собой обычно две массивные, идущие парал­лельно друг другу стены, между ними и помешалась площад­ка для игры. Зрители располагались на верхушках стен (их ширина предусматривала такую возможность)... Подняться на стадион позволяла лестница, располагавшаяся с внешней сто­роны стен».

Временем наивысшего рас­цвета классической цивилиза­ции майя современные ученые считают вторую половину I тысячелетия н. э., то есть VII-VIII века. Кроме таких крупнейших центров, а очень часто их называют в археологиче­ской литературе мини-государ­ствами, как Копан, Паленке, мощное развитие получают го­рода Киригуа, Тикаль, Бонампак, Пьедрас Неграс и многие другие.

В X веке в расселении на­родов Центральной Америки произошел целый ряд значительных изменений. Коснулись они и племен майя. По причине загадочной катастрофы, точного объяснения которой не существует и по сей день, древние города, расположенные на террито­рии Гватемалы и Британского Гондураса, - Паленке, Пьедерас Неграс, Йашчилан, Копан, Киригуа, Тикаль - были оставлены людьми, новым местом расселения майя становится в этот пери­од времени (конец IX - начало Х века) полуостров Юкатан. Прибывшие на этот полуостров тольтеки встали во главе ряда новых государственных объединений майя. Наиболее значитель­ными из них были государства с центрами в Чичен-Ице, Ушмале и Майяпане. Именно в искусстве этих центров, в особенности на памятниках Чичен-Ицы, и сказалось тольтекское влияние. Этот город был расположен на абсолютно ровной местности и представлял собой почти правильный прямоугольник длиной 3 км и шириной 1 км. Сердцем Чичен-Ицы был священный ступенчатый водоем (карстовый колодец - сенот). Именно он и дал название городу. В переводе оно означает «устье колодца Ица».

Расцвет Чичен-Ицы связан с приходом на Юкатан мексикано-тольтекских переселен­цев под предводительством их вождя Кецалькоатля (Кукулькана). По мнению А. Руса, вре­мя господства тольтеков на Юкатане было эпохой всеобщего раб­ства народа майя. Отличительной чертой архитектуры этого периода у зодчих майя является обширное применение колонн, которые очень часто оформлялись в виде туловищ пернатых змей. Это не было случайностью. Пернатая змея символизирова­ла у тольтеков их верховного бога - Кецалькоатля. В пантеон богов майя он вошел под именем Кукулькана. Именно ему был посвящен главный храм Чичен-Ицы, известный под названием Эль-Кастильо (в переводе с исп. - «кремль»).

Это архитектурное сооружение представляет собой массивную высокую пирамиду, состоящую из девяти уступов. На каждой ее стороне расположена широкая лестница, состоящая из 91 ступе­ни и окаймленная балюстрадами. Вершину пирамиды венчает храм. Он почти полностью повторяет планы древнейших майяских храмов (например, уже описанного нами храма Солнца в Паленке). Однако имеется и отличие. У пирамиды Кукулькана в середине дверного проема самого храма находятся две массив­ные колонны, изображающие туловища оперенных змей. За счет введения этих архитектурных элементов, весьма характерных для тольтеков, проем значительно расширяется и делится на три рав­ные части. Внутри храма, в святилища Кастильо, находится еще одна пара таких же колонн. Крыт храма не имеет кровельного гребня. Храм-пирамида поражает зрителя своим монументальным величием и просто­той форм. Являясь центром архитектурного ансамбля города, он виден отовсюду. В ка­кой точке Чичен-Ицы ни находился бы путешественник, в поле его зрения неизменно попадает эта грандиозная постройка.

Другое, не менее значительное строение в Чичен-Ице - храм Воинов. Это назва­ние он получил потому, что на наружных рельефах и внутренних росписях имеются многочисленные изоб­ражения воинов. Основанием для храма также служит пирамида, однако она значительно ниже, чем у Эль-Кастильо, и здесь пост­роена только одна лестница. Внутри храма имеется четыре ряда колонн, поддерживающих своды. Помимо рельефов, снаружи стены сооружения украшены геометрическим орнаментом и горельефными масками Кукулькана. Отличительной особенно­стью храма Воинов является обширная колоннада, располо­женная у подножия пирамиды со стороны лестницы. Четы­рехгранные массивные стол­бы, образующие колоннаду, также покрыты рельефами.

Большой интерес представ­ляет круглая башня Караколь (от исп. carakol - «улитка»). Свое название это строение получило из-за витой, подобно рако­вине улитки, лестницы. Это архитектурное сооружение распола­гается на двух находящихся одна над другой террасах. Его высо­та достигает 13 м. Небольшие, прямоугольной формы окна, прорезанные в толще стен, направлены на важные астрономи­ческие пункты в соответствии со сторонами света и, очевидно, помогали вести тщательное наблюдение за небом. По предполо­жению исследователей, это здание выполняло функцию астрономической обсерватории.

В другом городе Юкатана - Ушмале - майяские зодчие воз­вели такие шедевры архитектурного искусства, как пирамида Волшебника, или, как ее еще называют, пирамида Прорицателя, Дворец правителя, женский «монастырь». Эти постройки богато декорированы. В отличие от более ранних сооружений декор, представлен­ный главным образом геометрическим орнаментом и заимствованными из тольтекского искусства фигурами пер­натых змей, заполняет всю поверхность стены. Архитекторы и скульпторы майя стали применять новую технику. Очень часто фасадные стены они по­крывали своеобразной каменной моза­икой. Она представляла собой тщатель­но обработанные каменные пластины, на которые была нанесена тончайшая резьба. Археологи подсчитали, что на облицовку Двор­ца правителя пошло более 20 тысяч каменных пластин, которые были тщательно подогнаны друг к другу.

Археологам и исследователям удалось установить, что жилища простых людей являлись резким контрастом по отношению к постройкам, которые возводились для знати (жрецов, правителей городов, гражданских вождей), ритуальных и культовых це­лей, дома простых людей, как указывал в своем описании, составленном еще в XVI веке, ис­панский епископ Ланда, были «деревянные, крытые травой». Обычно такие дома распола­гались в удалении от других зданий. Они занимали небла­гоприятные в топографическом отношении места. Возводились жилища прямо на уровне земли или на платформе очень малой высоты. Основанием для дома служили каменная кладка или же просто ряд грубых, необра­ботанных булыжников. Пол в таком жилище делался из утрам­бованной земли или покрывался известью. Дом, как правило, имел прямоугольную форму, иногда его торцы закруглялись. Земледельцы и рыбаки возводили стены из деревянных кольев, плотно прижимая их друг к другу и связывая лианами. Каркас кровли покоился на четырех глубоко врытых столбах. Горизон­тально положенные балки и поперечины индейцы покрывали листьями пальмы или сухой травой. Крыша была двух типов: двускатная и четырехскатная. И в том и в другом случае она завершалась коньком. Вот как описывает внутреннее распо­ложение жилища простого че­ловека епископ Ланда: «... делают стену посредине и вдоль, которая разделяет весь дом, и в этой стене оставляют не­сколько дверей на ту половину, которую называют спиной дома, где у них кровати, а дру­гую часть белят очень искусно известью... и эта половина - приемная и место для гостей, и у нее нет двери, а вся она от­крыта на длину дома...»

Археологи установили, что большая часть домов была ориен­тирована фасадом на восток. Однако в ходе раскопок обнаруже­но, что окна домов могли смотреть и на север, и на юг, в очень редких случаях - на запад. В некоторых поселениях жилища простых людей образовывали вместе с прилегающими землями (возможно, огородами) подобие усадьбы. Она была окружена ог­радой из грубых камней, улаженных без раствора. Между дома­ми прокладывались мощеные улицы и неровные дорожки. По обнаруженным в ходе раскопок предметам домашнего обихода видно, что кухней простым людям служила небольшая деревянная пристройка, примыкавшая непосредственно к дому или стоявшая в нескольких метрах от основного жилья.

По свидетельствам, содержа­щимся в самых ранних источ­никах, народы майя хоронили мертвых «внутри их домов или за ними» и «обычно оставляли дом и забрасывали его после похорон».

Архитектура - одно из са­мых красноречивых свиде­тельств зрелости любой культуры, народа или племени. Поэтому если говорить о жи­телях Мезоамерики и, в частности, о древнейшей цивилизации майя, то ее основные градостроительные принципы отличаются строгим соблюдением пропорций. Монументальность своих по­строек зодчие майя умели подчеркнуть обилием свободного про­странства вокруг них, расположением подъездных дорог и пло­щадей. В городах майя строили не только пирамиды и дворцы, но и астрономические обсерватории, пло­щадки для ритуальной игры в мяч, колоннады, монументальные лест­ницы, грандиозные триумфальные арки. Многообразие архитектурных и градостроительных форм майяских зодчих значительно превосходит по своему уровню архитектуру других народов доколумбовой Америки - инков, ацтеков, тольтеков. Майя со­здали архитектуру, равной которой не было во всей индейской Америке.

По поводу характера майя­ских городов велось немало споров. Некоторые из американских археологов предпола­гали, что майяские города были лишь культовыми центрами, а из этого следует, что в них не могло проживать большое количество людей. Однако по­следние находки опровергают эту точку зрения. Известный фран­цузский ученый-майянист Поль Риве утверждает, что это были на­стоящие города, в которых проживали большие группы людей. Исследователь при этом делал оговорку: многочисленные «низшие» леди обитали не в городском центре, а в предместьях. В самом го­роде размешались дворцы, «монастыри», обсерватории, площадки для игры в мяч, своего рода залы для ритуальных танцев, широкие лестницы, великолепные дороги и, конечно же, храмы, возведенные на высоких пирамидах. На окраине городов, по мнению ученого, в маленьких домах, а точнее, даже в лачугах, окруженных садами или заборами, ютился простой люд. Число обитателей майяских городов было необычайно высоким. По предположению археоло­га Сильвануса Морли, майяские города второй категории (американские исследователи делят майяские города по количеству сохранившихся архитектурных памятников на четыре категории) насчитывали примерно по 50 тысяч жителей. К та­ким городам американисты относят 19 майяских центров, в том числе Вашактун, Кобу, Калакмуль, Накум, Паленке, Йашчилан, Эцну, Киригуа.

Население майяских горо­дов первой категории - таких, как Копан, Тикаль, Ушмаль и особенно крупного из них Чичен-Ицы, - по мнению совре­менных ученых, равнялось примерно 200 тысячам человек. В первой половине минувшего тысячелетия города майя значи­тельно превосходили по численности и плотности населения та­кие крупнейшие европейские центры, как Париж, Венеция, Лис­сабон, Прага.

Высокого уровня достигло скульптурное искусство народ­ности майя. Оно имело свои ха­рактерные черты, и его легко можно отличить от искусства других народов Мезоамерики. Однако в домайяскую эпоху ис­следователи не исключают влия­ния на искусство майя в области ваяния других индейских культур Древней Мексики, в частности прославленных создателей гигантских голов - ольмеков.

Это племя проживало на восточ­ном побережье Мексики. Обнару­женные во время раскопок предметы позволили ученым выдвинуть гипо­тезу о том, что в древние времена, возможно даже раньше, чем майя, здесь существовала какая-то весьма примечательная культура.

Скульптурные памятники ольмеков, найденные в середине 50-х годов XX столетия при раскопках в мексиканских городах Трес-Сапотес, Ла-Вента, Серро-де-лас-Месас и Сан-Лоренсо (под­линные ольмекские названия этих крупных центров бывшего Ольмекона, к сожалению, не сохранились), представляют собой гигантские головы. По мнению специалистов, они отличаются реалистическими и в то же время индивидуальными чертами.

Величественность пропорций, избранная мастером, лишь под­тверждает высокий класс и уверенную технику исполнения. Ученых поразил тот факт, что ни в одном из этих ольмекских городов, а точнее, мест, где проводились культовые ри­туалы, не было своего кам­ня. Поэтому остатков храмов и дворцов в них не обнаруже­но. Большинство археологов пришло к мнению, что ольмеки доставляли базальт (твердая порода вулканического проис­хождения) для изготовления гигантских голов, больших сарко­фагов и алтарей, а также каменных стел из чрезвычайно отдаленных пунктов. Лишь спустя некоторое время исследова­тели выяснили, что строительный материал вырубался ольмеками в вице плит весом от 20 до 60 т из массы застывшего вулкана, который известен в наши дни под названием Сан-Мартин-Пахапан. Удаленность его от центров ольмекского культа, то есть от места проведения ритуалов, где были об­наружены предметы, составляет 125 км. Можно предположить, ка­ких трудов стоило представителям древней цивилизации доставить эти блоки к местам поклонения своим божествам. Ведь ни одно из доколумбовых индей­ских племен не имело ни ма­лейшего представления о повозках и уж тем более не знало тяглового скота. По версии ученых, многотонные блоки переправлялись на плотах: сначала по морю, а затем по реке Тонала. Большинство исследо­вателей пришло к выводу о том, что эти изваяния имели культо­вое назначение. Свидетельством являются небольшие чашеобраз­ные углубления на головах статуй, которые, по всей видимости, служили вместилищами для жертвенной крови.

Самая большая из скульптур обнаружена в городе Ла-Вента. Сна имеет высоту 2,5 м и весит более 30 т. Монумент изобража­ет голову юноши с широким и как бы сплющенным посередине носом, большими толстыми губами и миндалевидными глазами, которые прикрыты тяжелыми веками. На голову юноши надет плотно прилегающий шлем с наушниками. Его верхнюю часть украшает рельефный узор, Археологи сразу отметили интересный факт: вокруг этого изваяния и подобных ему не было обнаружено при раскопках никаких других скульптурных фрагментов тела. По этому поводу существует твердое убеждение исследовате­лей в том, что ольмекские ваяте­ли первоначально задумывали создание скульптуры совершенно без туловища. Установлено, что материалом для памятника послужила огром­ная базальтовая глыба. Из нее и был изготовлен монумент.

К числу интересных памятников ольмекской культуры относятся ал­тари. Они представляют собой укра­шенные рельефами монолиты, кото­рые служили, очевидно, площадкой для жертвоприношений. Особый ин­терес вызывает у археологов монументальный алтарь, также обнару­женный в Ла-Венте. Скульптура изготовлена из серо-зеленого базальта. На передней стороне высечено горельефное изображе­ние мужской фигуры (около 1 м в высоту), появляющейся из глубокой ниши. При более детальном изучении монумента можно обнару­жить, что эта ниша не что иное, как раскрытая пасть ягуара. Атрибутика эле­ментов одежды, головной убор, украше­ния позволяют сделать вывод о том, что это или верховный жрец, или прави­тель. На слегка вытянутых вперед ру­ках персонажа покоится мертвое тело ребенка. Исследователи и археологи считают, что на этом алтаре запечатлена какая-то торжественная религиозная церемония. Вероятнее всего, она связана с куль­том подземных богов. Служение этому культу требовало, чтобы в жертву прино­сились дети.

Еще один из замечательных образцов ольмекской круглой скульптуры хранится в настоящее время в одной из частных коллекций памятников искусства в городе Мехико. Это небольшая базальтовая ста­туя изображает сидящего с поджатыми но­гами и слегка наклоненным вперед туловищем человека. В кругу специалистов принято считать, что в скульптуре запечатлен иг­рок в мяч. В этом произведении ольмекскому ваятелю удалось правдиво и жизненно передать пропорции тела, его динамику, сосредоточенность и внимание на лице. Исследователи по праву относят этот памятник к одному из наивысших достижений всей древнеамериканской скульптуры.

Ольмекские скульпторы известны также как оригинальные ма­стера мелкой пластики. Во время раскопок было обнаружено несколько небольших по размеру статуэток, изготовленных из различных минеральных пород камня: нефрита, серпентина, жа­деита. Характерной чертой этих изделий является непропорцио­нальная крупная голова с большим ртом и толстыми нижней и верхней губами, напоминающими пасть хищного зверя. По мнению исследователей, это фигурки какого-то ольмекского божества, связанного с культом ягуара. Одна из таких статуэток, изображавших ягуароподобное существо, хранится в Государ­ственном Эрмитаже. Исследователи считают, что ягуар был основной темой ольмекских изваяний и, безусловно, являлся главным персонажем весьма развитого культа. Вероятнее всего, представители этой древнейшей цивилизации отождествляли себя с этим коварным и сильным зверем.

Описанные памятники ольмекской скульптуры дают представле­ние о том, что в этом виде искусства предшественники майя были более примитивны в трактовке тем. В целом же ольмекские мастера ваяния не уступали по уровню майяским скульпторам, а в некото­рых случаях (например, в изображениях лиц, исполненных с боль­шой реалистичностью) даже превзошли их.

История цивилизации майя полна загадок. Одна из них - причина внезапного исчезновения этого древнего народа, достигшего удивительно высокого уровня развития культуры.

Происхождение и территория обитания

Майя, одна из цивилизаций Мезоамерики, начала формироваться примерно в 2000 г. до н. э. Она сложилась на территории мексиканских штатов Юкатан и Табаско, стран Гватемалы и Белиз, Гондураса и Сальвадора. Местность, на которой жили эти древние племена, делится на три климатические зоны: каменистую и засушливую горную территорию, тропическую сельву и районы с богатой фауной.

По поводу происхождения народа, как и о том, куда пропали майя, существует несколько теорий. Есть версия о том, что они пришли из Азии, и даже фантастическое предположение, что это потомки жителей мифической Атлантиды. Еще одна теория утверждает, что они выходцы из Палестины. В доказательство приводят тот факт, что многие элементы схожи с христианскими (идея прихода Мессии, символ креста). Кроме того, народа очень походит на египетскую, и это наводит на мысль, что он каким-то образом связан и с Древним Египтом.

Индейцы майя: история великой цивилизации

Исследователям повезло - сохранилось немало источников, по которым можно составить картину жизни этого древнего народа. Его историю делят на несколько больших периодов.

В доклассическую эпоху индейцы представляли собой небольшие племена, добывающие пропитание охотой и собирательством. Около 1000 г. до н. э. появляется множество мелких поселений земледельцев. Эль-Мирадор - один из первых городов майя, известный сейчас своим огромным пирамидальным комплексом высотой в 72 метра. Это была крупнейшая метрополия доклассического периода.

Следующая эпоха (400 г. до н. э. - 250 г. н. э.) характеризуется большими изменениями в жизни индейцев. Происходит бурный рост городов, возводятся монументальные архитектурные комплексы.

250-600 гг. н. э. - время классической эпохи развития народа Мезоамерики. В этот период сложились соперничающие друг с другом города-государства. Их архитектура была представлена пышными архитектурными сооружениями. Обычно здания располагались вокруг прямоугольной центральной площади и украшались масками богов и мифологических персонажей, вырезанными в камне. История племени майя говорит, что особенностью их поселений было наличие в центре городов пирамид высотой до 15 метров.

К концу классического периода население низменных областей Гватемалы достигло внушительной численности в 3 миллиона человек.

Поздний классический период - время наивысшего расцвета культуры древнего народа Мезоамерики. Тогда были основаны великие города - Ушмаль, Чичен-Ица и Коба. Численность населения каждого из них составляла от 10 до 25 тысяч человек. История племени майя не может не удивлять - в это же время в средневековой Европе не было таких крупных поселений.

Занятия и ремесла майя

Основными занятиями индейцев были земледелие (подсечно-огневое и ирригационное), пчеловодство и ремесло. Выращивали маис (основная культура), фасоль, томаты, тыкву, различные виды перца, табак, хлопок, батат и разнообразные приправы. Важной культурой было какао.

Занимались майя и выращиванием фруктов. Сейчас сложно сказать, какие из плодовых деревьев были культурными. Жители использовали в пищу папайю, авокадо, рамон, чикосапоте, нансе, мараньон.

Несмотря на высокий уровень развития, майя никогда не прекращали заниматься собирательством. Листья пальм использовались как материал для кровли крыш и сырье для плетения корзин, собранную смолу применяли как благовоние, а из коросо готовили муку.

Охота и рыболовство тоже входили в число основных занятий индейцев.

Из археологических исследований ясно, что на Юкатане и в Гватемале жили искусные ремесленники: оружейники, ткачи, ювелиры, скульпторы и зодчие.

Архитектура

Майя известны своими величественными постройками: пирамидальными комплексами и дворцами правителей. Кроме того, они создавали прекрасные скульптуры и барельефы, основными мотивами которых были антропоморфные божества.

Жертвоприношения

Среди сохранившихся до наших дней построек основную часть занимают здания религиозного характера. Этот факт и другие источники позволяют сделать вывод, что религия занимала в жизни майя центральное место. Они известны своими обрядами кровопускания и человеческими жертвами, приносимыми богам. Самыми жестокими из обрядов было закапывание жертвы заживо, а также вспарывание живота и вырывание сердца из тела еще живого человека. В жертву приносились не только пленники, но и соплеменники.

Тайна исчезновения народа

Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. Известно, что к IX веку южные территории проживания индейцев стали пустеть. По какой-то причине жители стали покидать города. Вскоре этот процесс распространился и на центральный Юкатан. Куда пропали майя и по какой причине они оставили насиженные места? На этот вопрос пока нет ответа. Есть гипотезы, которые пытаются объяснить внезапное исчезновение одного из народов Мезоамерики. Исследователи называют следующие причины: вражеские нашествия, кровопролитные восстания, эпидемии и экологическая катастрофа. Возможно, майя нарушили баланс между природой и человеком. Быстрорастущее население окончательно истощило природные ресурсы и стало испытывать серьезные проблемы с нехваткой плодородных почв и питьевой водой.

Последняя гипотеза об упадке цивилизации майя предполагает, что это произошло из-за сильной засухи, которая и привела к опустошению городов.

Ни одна из этих теорий не получила серьезного подтверждения, и вопрос о том, куда пропали майя, до сих пор остается открытым.

Современные майя

Древний народ Мезоамерики не исчез бесследно. Он сохранился в своих потомках - современных индейцах майя. Они продолжают жить на родине своих знаменитых предков - в Гватемале и Мексике, сохранив язык, обычаи и образ жизни.

May 21st, 2013

Известно, что все великие цивилизации древности развивались в условиях теплого климата, в долинах рек, чьи ежегодные разливы повышали плодородие почвы и создавали благоприятные возможности для земледелия. Так было везде — в Месопотамии, Индии, Египте, Китае, но только не в северной Гватемале. Древние майя, бросая вызов судьбе, строили свои белокаменные города в непроходимых джунглях.
За 15 веков до Колумба, раньше индусов и арабов, майя использовали в математике понятия нуля, предсказывали солнечные и лунные затмения, а пути движения Венеры вычисляли с ошибкой всего в 14 секунд в год. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, живописи, скульптуре. При этом древние строители не знали металлов, не имели представления о колесе и гончарном круге. Майя, по сути, жили еще в каменном веке.

Вся культура древнего народа создавалась мускульной силой человека. Изящные храмы, дворцы и пирамиды росли как грибы. Так продолжалось до X века нашей эры. После внезапной катастрофы всякое строительство прекратилось, люди уходили с обжитых мест и города погружались в зеленую пучину тропической растительности. К моменту прихода конкистадоров от золотого века цивилизации майя осталась лишь туманная легенда в памяти ее потомков-индейцев. Однако жизнь в этих местах угасла не совсем.

В 30 минутах езды от Тикаля, самого значительного памятника древних майя на территории Гватемалы, расположено озеро Петен-Ица. С ним связана забавная история. В 1525 г. через эти места проходила карательная экспедиция Эрнана Кортеса. Конкистадоры направлялись в Гондурас, чтобы подавить восстание мятежного лейтенанта Кристобаля де Олида, который отказался подчиняться губернатору Кортесу. Измотанный походом через джунгли, губернатор не стал покорять индейцев. Перед тем как двинуться дальше в Гондурас, конкистадор попросил местного вождя Канека присмотреть за своим конем Морсильо, который поранил ногу, пробираясь через зеленый ад джунглей.

На обратном пути завоеватель обещал забрать коня. Однако сделать этого ему не довелось. После ухода Кортеса вождь поместил коня в храм и стал кормить мясом, почитая животное как бога, ибо индейцы считали, что грохот испанских пушек происходит от ржания лошадей. Конь Морсильо мяса не ел и вскоре сдох. Испугавшись гнева Кортеса, вождь приказал изготовить статую коня в натуральную величину. Он назвал нового бога Циминчак, или Громовой Тапир. Статую разбили монахи францисканцы, которые явились сюда в 1618 г. для обращения индейцев с озера в христианство. Озерные жители говорят, что обломки лошадиного бога до сих пор покоятся на дне озера Петен-Ица.

Но вернемся в одну из 18 столиц древнего царства майя. Первооткрыватели руин города в XIX веке дали ему со слов местных индейцев романтическое название Тикаль, что значит «Место, где слышны голоса духов». Здесь проживало не менее 10 тыс. человек. Общая площадь комплекса составляет порядка 160 кв. км.

Чем же объясняется невиданный взлет величайшей из всех доколумбовых цивилизаций Америки? Многие ученые связывают этот феномен с развитой системой земледелия у майя. В древности жизнь населения, особенно земледельцев, была строго регламентирована. Распорядок всех дел, в том числе и сельскохозяйственных работ, был предусмотрен их календарем с точностью до дня. Жрецы составляли предписания для жителей в соответствии занятиями богов в тот или иной отрезок времени.

Рядовым индейцам оставалось лишь следовать примеру своих богов. Любое нарушение распорядка расценивалось как кощунство. Нарушителя без особых разговоров клали на жертвенный алтарь. Наиболее почитаемым из божеств был повелитель дождя и ветра Кашеш. Его изображали, как персонажа, с длинным крючковатым носом и кривыми клыками. В руках он держал топор, факел и палку-копалку — для ведения подсечно-огневого земледелия. Позднее Кашеша стали называть Чаком. Он был владыкой шестого из 13 небес верхнего мира.

Как ни странно, но болотистые джунгли Гватемалы могли прокормить 2-3 млн. человек. Плодородие почв после сбора урожая быстро восстанавливалось. В 80-х гг. с помощью аэрокосмических съемок ученые обнаружили, что территория расселения индейцев покрывалась огромной сетью каналов, которые выводили влагу из болотистых почв. В результате дикие джунгли превращались в цветущие сады. Майя из Гватемалы вели активную торговлю с мексиканскими племенами индейцев, которые влияли на культуру жителей Центральной Америки. Некоторые архитектурные сооружения Тикаля походят на постройки в Теотиуакане.

Под лестницами и полами храмов, под основаниями каменных алтарей и стел до сих пор находят тайники, в которых индейцы прятали дорогие для них предметы: нефритовые украшения, сосуды, раковины, предметы из обсидиана. В храмах проводились не только пышные религиозные обряды. Под пирамидальным основанием культовых сооружений находились захоронения правителей и наиболее выдающихся членов общества. Гробницы, как правило, соединялись со сводчатым храмом наверху специальным каналом для души покойного правителя, психодуком. Главным элементом всего комплекса была именно гробница под полом храма, а не храм. Сам же храм служил местом для общения жрецов с духом умершего правителя. Надо сказать, что и простые смертные, следуя примеру знати, хоронили своих покойников под полами обычных жилищ.

Непременным атрибутом города-государства являлось присутствие в нем дворцовых помещений. У исследователей нет единого мнения о назначении этих построек. Одни полагают, что здесь находились жреческие комнаты для отправления религиозных культов, другие рассматривают эти постройки как чисто административные здания. Третьи убеждены, что в каменных палатах проживали представители правящей династии и их многочисленная свита.

К IX веку нашей эры жизнь городов-государств в северной Гватемале либо прекращается, либо сводится к минимуму. Строители перестали возводить храмы, стелы и алтари. Многолюдные рынки замерли, роскошные дворцы опустели. Города остались нетронутыми, как будто их обитатели собирались вскоре вернутся. Но они не вернулись. Города окутало безмолвие. Дворы заросли травой. По мнению некоторых ученых, на северных территориях Гватемалы в течение всего ста лет погибло не менее одного миллиона человек. Многие связывают это с сильными землетрясениями, засухой, даже эпидемиями лихорадки и малярии. Но подобные гипотезы не выдерживают критики.

Одно время была популярна версия о социальных потрясениях. На раскопках в Тикале археологи с удивлением обнаружили, что многие каменные скульптуры оказались намеренно испорченными, хотя считалось, что за всю 600-летнюю историю Тикаля здесь никогда не было завоевателей-чужеземцев. Это позволило ученым сделать вывод о назревании в царстве майя нечто вроде революционной ситуации, которая переросла в массовые беспорядки. Когда успех восстания стал очевидным, бунтовщики, как предполагают археологи, накинулись на каменные изваяния, а заодно перерезали всех особ царственного рода. Но и эта версия не нашла своего подтверждения, так как вряд ли несколько десятков крупных городов-государств опустели только из-за возмущения низов.

В последнее время исследователи все же склоняются к мысли о том, что до царства майя чужеземцы все же доходили. Причем первыми здесь побывали теотиуаканцы. Вслед за ними джунгли Гватемалы посетило кровожадное мексиканское племя пипиль. Ему-то и приписывали лавры победителей воинственных майя-киче. Однако эта версия гибели великой культуры также оказалась не бесспорной, поскольку пипиль появились в Гватемале уже после заката золотого века майя.

В 90-х гг. американские ученые нашли связь между циклами изменения солнечной активности и периодами подъема и упадка цивилизаций. Оказалось, что пятнообразовательная деятельность солнца меняется через 3744 года. Это число было известно астрономам майя. Любопытно, что очередной спад солнечной активности совпадет с датой окончания последней эпохи, крах которой предсказывали жрецы майя, то есть с 23 декабря 2012 г. Современными исследователями было установлено, что пик наименьшей солнечной активности совпал с периодом упадка индейской цивилизации. Сокращение активности солнца повлияло на гормональную активность индианок, а следовательно, и на их плодовитость.

В результате этого численность населения городов-государств стала стремительно сокращаться, а детская смертность достигла небывалых размеров за всю историю существования городов-государств. Майя стали уходить с севера Гватемалы на юг, в горные районы, туда, откуда они, собственно, и пришли.
Как бы то ни было, но ученые продолжают строить догадки и гипотезы о гибели некогда могущественного царства. Однако вплоть до сегодняшнего дня ни одна из версий исследователей не является безупречной.

Сегодня древний город Тикаль является составной частью одного из национальных парков Гватемалы, которые включены в Биосферный заповедник майя. Национальный парк Тикаль, занимающий значительную часть расположенной на севере страны провинции Петен, был создан в 1979 г., но открыт только в 1990 г. Сам город занимает площадь 16 тыс. кв. км, на которой было обнаружено около трех тысяч разнообразных сооружений.


Наиболее известное из дворцовых строений – Дворец «Великого Когтя Ягуара». Здание построено в 360 году н. э. правителем, имя которого переводится как «Коготь Ягуара». По-видимому, данное сооружение являлось резиденцией для правящей династии («Коготь Ягуара» и его потомки). Дворец был для индейцев настолько священным и важным, что в дальнейшем его никто не решился перестроить.
На север, где по легендам майя находилась их прародина, направлялись души умерших.
Поэтому к северу от административно-ритуального центра часто располагались «стадионы» для игры в мяч. В Тикале между Центральным акрополем и Храмом Гигантского Ягуара археологи от многовековых наносов расчистили площадка для игры в мяч, как оказалось – одну из нескольких, устроенных в древнем городе. Площадка представляла собой длинную и узкую аллею, обрамленную с двух сторон низкими каменными сооружениями.

Соответствующие характеру игры находки были сделаны археологами на так называемом Северном акрополе. Здесь различные сооружения возводились в течение одиннадцати веков. В результате появился сложный комплекс зданий, в котором выделяется 12 храмовых построек, расположенных на разных уровнях, но имеющих в основе одну искусственную платформу. Самые ранние строения появились еще в III веке. Позже по соседству расположилось множество зданий разнообразного назначения. Северный акрополь нередко сравнивают со слоеным пирогом. Правда, у него своеобразная «начинка»: на протяжении 500 лет здесь хоронили правителей города. Перед акрополем вдоль края площади установлено множество стел, напоминающих надгробные плиты.

В результате раскопок в Тикале удалось обнаружить еще семь административно-ритуальных комплексов (в научной литературе они обозначаются латинскими буквами N, O, P, R, Q и т. п.), представляющих собой площади с храмами-пирамидами, стоящими друг напротив друга, но все они значительно меньше комплекса вокруг Большой площади. Возведенные в VIII в. небольшие комплексы отличает одна любопытная особенность. Все они были построены с промежутками в 20 лет, т.е. строительство каждой группы сооружений отмечало окончание Катуна – особого 20-летнего периода в жизни майя. Майя использовали двадцатеричную систему вычисления (возможно, основываясь на количестве пальцев на руках и ногах). По-видимому, каждая новая династия возводила собственный комплекс, чтобы поклоняться в нем тому из обожествленных предков, от которого власть перешла к соответствующим правителям.

Среди множества пирамид специалисты выделяют, помимо Храма Гиганского Ягуара и Храма Масок, святилище комплекса «Затерянный мир», пирамиду IV с Храмом Двуглавого Змея и «Храм надписей» (Храм VI). Комплекс «Затерянный мир» – один из наиболее древних в Тикале. Его пирамида, точнее, первый вариант пирамиды, позже достроенный, была возведена еще в VII в. Высота сооружения 32 м, а длина стороны основания 80 м. На вершину пирамиды ведут четыре лестницы.

Предположительно, сооружение служило для астрономических наблюдений. Пирамида IV, известная также как Храм двухголового змея – самое высокое сооружение Тикаля (64 м). Храм был построен в середине VIII века неподалеку от так называемого Дворца Летучей Мыши. «Храм надписей» привлекает внимание тем, что на его гребне сохранились следы выполненной в древности надписи.

Кроме того, в Тикале обнаружены руины так называемых «малых дворцов» – одноэтажных домов с оштукатуренными и нарядно украшенными комнатами, и множество относительно невзрачных простых домиков, в которых жили простые горожане. Как и многие другие архитектурные сооружения майя, домики строились на платформе, возможно, для защиты от наводнений и паводков в сезон дождей.

На внутренних стенах зданий, на дверных косяках, на притолоках и балках перекрытий часто встречаются граффити – рисунки, прочерченные или реже – нарисованные черной краской. Многие из них выполнены непрофессионально, хотя иногда угадывается рука мастера. По мнению исследователей, Тикаль, изображенный на граффити, точно соответствует реальному городу времени его наивысшего расцвета. На основе рисунков, можно много рассказать о социальной организации, о праздниках и ритуалах, о божествах, которых почитали горожане. Наиболее «популярными» сюжетами изображений служили обряды, приуроченные к празднованию нового года или связанные с подтверждением власти правителя, ритуальная игра в мяч, жертвоприношения и танцы.