Зимний дворец. Страницы истории Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле


Зимний дворец в Санкт-Петербурге бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга (Дворцовая набережная, 38); с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил местом заседания Временного правительства.


Нынешнее здание дворца (пятое) построено в годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Памятник архитектуры пышного елизаветинского барокко.




Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале восемнадцатого века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий, воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева, и в 1708 году построил для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по приказу будущего императора перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный (по дворцу) Зимней канавкой. Первый Зимний дворец


Второй Зимний дворец В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Георг Маттарнови, по приказу царя приступил к перестройке деревянного дворца в каменный. В процессе работы архитектор Маттарнови был удален от дел и строительство возглавил Трезини. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. А в 1725 году во дворце скончался император


Третий Зимний дворец Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф.Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и началось строительство. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него на жительство. Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом


Третий Зимний дворец После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. Императрица Елизавета Петровна также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию. 1 января 1752 года она приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.




Пятый (существующий) зимний дворец В 1762 году появилось существующее в настоящее время здание дворца. В то время Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.



Исаакиевский собор

Исаа́киевский собо́р (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади.

Первая Исаакиевская церковь в Санкт-Петербурге была построена в 1707 году на лугу против ворот Адмиралтейской верфи. Это было скромное одноэтажное здание с небольшой колоколенкой. Церковь сооружалась в честь святого покровителя Петра I, так как день рождения царя совпадал с днем празднования памяти легендарного византийского монаха Исаакия Далматского.

В 1717 году там же по проекту Г. И. Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Под тяжестью постройки начал оседать грунт, из-за чего храм пришлось разобрать.

Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось олонецким мрамором. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II он был построен лишь на половину. Завершение строительства третьего здания Исаакиевского собора затянулось. Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году.

В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора.
В качестве окончательного был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана.

Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.
Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10762 сваи.
Установка колонн производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последняя — в августе 1830 года.

На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.

Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. "Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства". — "То-то он так долго строит".

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая этого года состоялось освящение храма.

В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.

Высота Исаакиевского собора — 101,5 метр. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.

М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года

Императрица Елизавета, желая превзойти роскошь дворцов европейских монархов, приказала обер-архитектору Бартоломео Растрелли построить грандиозное здание в центре Санкт-Петербурга. В 1754 году проект Зимнего дворца, выдержанный в пышном барочном стиле, был утвержден. В дальнейшем в него внесли некоторые изменения, приближавшие барочные вольности к строгим стандартам классицизма. Масштабное строительство не было завершено в царствование Елизаветы, и первой полновластной хозяйкой Зимнего дворца стала только Екатерина II. При ней продолжались работы по обустройству внутренних помещений. Так, был оформлен Большой Тронный зал, известный как Георгиевский. С 1764 года Екатерина начала собирать коллекцию живописи Эрмитажа и заказывать архитекторам строительство дополнительных зданий в непосредственной близости от Зимнего дворца. В дальнейшем они будут объединены системой переходов в дворцовый комплекс.


При Николае I работа над интерьерами Зимнего дворца была продолжена. В 1837 году из-за неисправности дымохода в здании произошел страшный пожар, уничтоживший историческое убранство залов – проекты Кваренги, Росси, Монферрана. Кроме того, необходимо было оборудовать юго-западное крыло второго этажа под покои для собиравшегося жениться наследника престола – Александра II. Большинство работ этого периода выполнено Василием Стасовым и Александром Брюлл овым.

В 1904 году, при Николае II, Зимний дворец уступил право называться императорской резиденцией Александровскому дворцу в Царском Селе. Здание продолжало использоваться в музейных целях. С началом Первой мировой войны часть коллекций была вывезена в Москву, а просторные залы отдали под госпитали. После Февральской революции Зимний дворец стал местом заседаний Временного правительства. Именно здесь, в Малой столовой на втором этаже, во время Октябрьского переворота были арестованы его министры. Через неделю все коллекции были объявлены государственной собственностью и Зимний дворец официально стал частью музейного комплекса «Эрмитаж». Во время Второй мировой все коллекции были эвакуированы на Урал. С осени 1945 года Зимний дворец в Санкт-Петербурге принимает посетителей в обычном режиме. Сейчас здесь хранятся археологические собрания, работы художников и скульпторов, произведения декоративно-прикладного искусства стран Азии, Англии и Франции.



Фасад, обращённый к Неве

Архитектурные особенности здания


К моменту получения заказа Растрелли уже воздвиг в Санкт-Петербурге два Зимних дворца, но их размеры и убранство залов не соответствовали высокому статусу императорской резиденции. Новое здание, по требованию Елизаветы, отличалось высотой потолков и характерной для барокко пышностью декора – лепнины, скульптур, позолоты, драпировок из дорогих тканей. Фасад Зимнего дворца украсили два яруса белоснежных колонн с золотой лепниной. Расстояния между колоннами разные – так архитектор, умело используя игру света и тени, создал сложный ритмический рисунок. Места на крыше заняли патинированные античные статуи, вазы, сюда же были водружены символы российской государственности. Кстати, зеленовато-голубыми фасады стали только в наше время. Исторически стены были желтовато-песочные, позднее их красили в более насыщенные желтые и коричневые тона.

Размеры Зимнего дворца


Елизавета настаивала на том, что высота Зимнего дворца должна составлять 22 м, – размеры для Санкт-Петербурга беспрецедентные. В результате здание превысило заданную планку на еще 1,5 м. Фасад, обращенный к Неве, вытянут на 210 м, адмиралтейская сторона чуть короче – 175 м. Впоследствии Николай I позаботился о том, чтобы в столице не появилось конкурентов дворцу, ограничив высоту новых зданий.

Всего в Зимнем дворце было более 1000 помещений – для официальных церемоний, для хранения коллекций, личные покои императора и наследников престола и их свиты и огромное количество подсобных помещений для обслуживания нужд проживающих здесь людей.

Экскурсии по Зимнему дворцу

За один раз осмотреть все залы Зимнего дворца крайне затруднительно, поэтому туристам следует заранее продумывать маршруты. На первом этаже представлены археологические коллекции, собранные со всех уголков бывшего Советского Союза. С архитектурной точки зрения интересны апартаменты дочерей Николая I, расположенные в крыле, выходящем на Неву. На втором этаже расположены залы, ставшие визитной карточкой Зимнего дворца: Тронный, Большой, Петровский – и частные помещения членов императорской семьи, в которых экспонируются предметы западноевропейского искусства. Третий этаж посвящен Азии.



Залы первого этажа

Нижний этаж не так популярен среди посетителей, как второй, однако и здесь в каждом зале содержатся уникальные экспонаты, добытые археологами.

Личные покои дочерей императора

Бывшие апартаменты дочерей Николая I в Зимнем дворце отданы под археологическую коллекцию. В передней – находки эпохи палеолита, в светлой Готической гостиной со стрельчатыми арками и средневековыми растительными рельефами – неолит и ранняя бронза. Декор «Гостиной с амурами» появился в 50-е годы XIX века. Архитектор Штакеншнейдер не поскупился на толстощеких амуров: младенцы с крылышками спрятались в арках, рельефы с их изображениями украсили потолок. Сейчас в этих декорациях хранится коллекция древностей эпохи бронзы. В рабочем кабинете Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртемберга, архитектор действовал гораздо деликатнее: тонкие золотые изгибы в верхней части потолочных сводов оттеняют артефакты бронзового века. Рядом расположены простые помещения без декора, отданные под скифские археологические коллекции оружия, керамики, украшений.

Помещения гауптвахты

От «женского» крыла Кутузовский коридор со скромными колоннами ведет гостей Зимнего дворца мимо бывшей гауптвахты, ныне отданной под залы искусства народов Алтая и других регионов Сибири. Здесь хранится самый древний в мире ковер с ворсом, сотканный в IV-III вв. до н. э. В середине коридор выходит в вестибюль Салтыковского подъезда, выдержанный в том же стиле, из него ведут двери в залы древнего алтайского и тувинского искусства, кочевых племен Южной Сибири.

Собрание среднеазиатских и кавказских древностей


Кутузовский коридор приводит посетителей в юго-западное крыло, посвященное искусству Средней Азии доисламского периода. Здесь собраны буддийские святыни, фрагменты настенной росписи, ткани, предметы быта, серебро, каменные изваяния, элементы декора зданий из Согдианы и Хорезма. В другом конце крыла – залы, посвященные культуре Кавказа. Наибольшую ценность представляют артефакты, оставшиеся от государства Урарту. Они были найдены под руководством академика Бориса Пиотровского, бывшего директора музея, отца нынешнего, Михаила Пиотровского. Рядом выставлены прекрасно сохранившиеся драгоценные ткани из осетинской Мощевой Балки – важной кавказской точки Шелкового пути. Дагестанские залы демонстрирует бронзовые котлы тонкой работы, оружие и вышивку медной нитью, выполненную в XIX веке. Волжская Булгария, государство «Золотой орды» на территории современного Поволжья, представлено в Зимнем дворце серебряными и золотыми украшениями и оружием, расписной подглазурной керамикой. В закавказских залах можно увидеть грузинское средневековое оружие, предметы религиозного культа, армянскую книжную миниатюру и фрагменты архитектурных сооружений.

Ближний Восток и Северная Африка

В противоположном крыле расположен зал культуры Пальмиры, древнего сирийского города, руины которого серьезно пострадали во время недавних военных действий на территории этой страны. В собрании Эрмитажа – погребальные стелы, таможенная документация, выбитая на камне. В зале Месопотамии можно увидеть подлинные клинописные таблички Ассирии и Вавилона. Сводчатый Египетский зал, переделанный в 1940 году из Главного буфета Зимнего дворца, находится перед переходом в здание Малого Эрмитажа. Среди шедевров собрания – каменная статуя царя Аменехмета III, созданная почти 4000 лет назад.

Второй этаж Зимнего дворца

Северо-восточное крыло второго этажа временно закрыто – его коллекции переехали в здание Главного штаба. Рядом с ним расположен Большой тронный, или Георгиевский зал Зимнего дворца, созданный по проекту Джакомо Кваренги и переделанный после пожара Василием Стасовым. Каррарский мрамор, уникальный паркет из 16 пород древесины, обилие колонн с бронзовой позолотой, зеркала и мощные светильники призваны привлечь внимание к стоящему на возвышении трону, заказанному в Англии еще для императрицы Анны Иоанновны. Огромное помещение переходит в сравнительно небольшой Аполлонов зал, соединяющий Зимний дворец с Малым Эрмитажем.


Военная галерея Зимнего дворца

Большая парадная анфилада

Попасть в Тронный зал можно по Военной галерее 1812 года, содержащей работы Джорджа Доу и художников его мастерской – более 300 портретов российских генералов, участников Наполеоновских войн. Дизайнером галереи стал архитектор Карло Росси. С другой стороны галереи – анфилада парадных залов. Гербовый зал Зимнего дворца, созданный по проекту Стасова, содержит символику российских губерний и цельные каменные чаши из авантюрина. Петровский, или Малый тронный зал, задуманный Монферраном и восстановленный Стасовым, посвящен Петру I. Его стены декорированы бордовым лионским бархатом, шитым золотом, потолок покрыт золотыми рельефами. Трон был заказан для императорской семьи в конце XVIII века. Белый Фельдмаршальский зал хранит западноевропейские фарфоровые изделия и скульптуру.


А. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца. 1834 г.

Невская анфилада

Аванзал – первый в ряду парадных помещений, выходящих на Неву. Главная его достопримечательность – французская ротонда с 8 малахитовыми колоннами, поддерживающими бронзовый позолоченный купол – была поставлена здесь в середине прошлого века. Через Аванзал открывается вход в самое большое помещение Зимнего дворца – Николаевский зал, с коринфскими колоннами и монохромной росписью потолка. В нем нет постоянной экспозиции, организуются только временные выставки. С противоположной стороны Николаевского зала – белоснежный Концертный зал с парными коринфскими колоннами и античными рельефами. К Невской анфиладе примыкает портретная галерея Романовых, хранящая портреты членов императорской семьи, начиная с Петра I.

Часть северо-западного крыла временно закрыта, в том числе служивший столовой Арапский зал с греческим декором. Ждет гостей Ротонда – просторный круглый зал с прямоугольными и круглыми коринфскими колоннами, простым круговым балконом во втором ярусе, потолком с выемками-кессонами, украшенными рельефами. Особенно эффектен пол с круговыми инкрустациями ценных пород древесины. Идущие от Невской анфилады к покоям наследника престола небольшие залы, выходящие в Темный коридор, отданы под предметы искусства XVIII века.

Личные покои императора и императрицы

Император Николай I не жалел средств на интерьеры, поэтому каждое помещение личных покоев представляет собой настоящий шедевр дизайнерского искусства. Малахитовую гостиную Александры Федоровны украшают изумрудно-зеленые вазы, колонны, камин. Богато орнаментированный пол и резной потолок прекрасно гармонируют с выставкой – предметами декоративно-прикладного искусства. Рядом расположена Малая столовая, оформленная в стиле рококо. Для кабинета императрицы выбрана мебель Гамбса – лучшего мастера этой эпохи. Эскизы мебели для соседнего зала делал архитектор Карло Росси. Курительная комната императора поражает восточной пышностью и яркими красками. С именем Николая II в Зимнем дворце связано не так много залов – последний император предпочитал другие резиденции. Сохранилась его библиотека с высокими окнами в стиле английской готики и резным камином, имитирующая средневековое книгохранилище.

Интерьеры русских домов в Зимнем дворце

В императорском крыле обустроены помещения, воспроизводящие интерьеры городских зажиточных домов XIX – начала ХХ века. Неорусский стиль представлен предметами мебели 1900-х годов со сказочными фольклорными мотивами. В бывшей Адъютантской стоит оригинальный ясеневый гарнитур в стиле модерн. Строгий неоклассический интерьер оживляет светлый портрет княгини Юсуповой. «Второе» рококо середины XIX века не менее пышно, чем образцы столетней давности. «Помпейская столовая» с мебелью Гамбса отсылает зрителя к археологическим находкам. Готический кабинет оформлен мебелью из усадьбы Голицыных-Строгановых, воспроизводящей формы европейского рыцарского средневековья – резные спинки и подлокотники кресел, мрачные тона древесины. Будуар – бывшая уборная Александры Федоровны c яркой расписной мебелью 40-50-х гг. XIX века. Гостиная усадебного дома с белыми колоннами демонстрирует строгий классический интерьер.

Покои будущего императора Александра II и его жены

В юго-западной части второго этажа Зимнего дворца расположены покои Александра II, обустроенные в те времена, когда он был наследником престола и готовился к свадьбе. В архитектурном отношении примечательны комнаты, которые занимала будущая императрица Мария Александровна: Зеленая столовая с пышным декором в стиле рококо, Белый зал со множеством рельефов и скульптур, Золотая гостиная со сложным лепным орнаментом, наборным паркетом и яшмовым камином, Малиновый кабинет с текстильными обоями, Синяя спальня с золотыми колоннами.


Собрание западноевропейского искусства

В крыле наследника престола и в анфиладе, посвященной победе в войне 1812 года, хранятся картины и произведения декоративно-прикладного искусства Великобритании и Франции: работы Рейнолдса, Гейнсборо, Ватто, Буше, Греза, Фрагонара, Лоррена, знаменитый бюст Вольтера, выполненный Гудоном. В юго-восточном крыле расположен выдержанный в благородных бело-голубых тонах, сочетающий элементы готики и классицизма Александровский зал с коллекцией изделий из серебра. Рядом с ним – Большая церковь, спроектированная Растрелли в стиле барокко. Пикетный зал, где разводили дворцовый караул, временно закрыт.


Третий этаж

Функционирующие залы третьего этажа в Зимнем дворце отданы под исламское искусство Ближнего востока, Византии, государства гуннов, Индии, Китая, Японии. Среди наиболее ценных экспонатов – находки из «Пещеры 1000 будд», древняя китайская мебель и керамика, буддистские реликвии, сокровища Тибета.

Информация для туристов

Как добраться

Официальный адрес Зимнего дворца в Санкт-Петербурге: Дворцовая площадь, 2. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», от нее нужно пройти чуть более 100 м на север. Остановка автобусов «Дворцовая набережная» расположена к западу от Зимнего. Внутри дворца предусмотрены подъемники для инвалидов-колясочников и лифты. Заходить в музей необходимо через главный турникет.

Стоимость билетов и часы работы

Посещение всего комплекса Эрмитажа, в том числе Зимнего дворца, стоит 600 рублей, в первый четверг месяца можно пройти бесплатно. Если Вы хотите посетить только Зимний дворец, то достаточно будет билета за 300 рублей. Билеты рекомендуется приобретать заранее через Интернет, чтобы не стоять в очереди в кассу или к терминалу. Это можно сделать на официальном сайте www.hermitagemuseum.org . Дети и студенты, российские пенсионеры – льготная категория, получающая бесплатные билеты. Выходной день – понедельник, доступ туристам открыт с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу – до 21 часа. Зимний дворец не работает в Новый год и 9 мая.

Построено в 1754 - 1762 годах по проекту архитектора Б.-Ф. Растрелли.
 Первый Зимний дворец Петра I стоял на канале, получившим название Зимняя канавка. Второй Зимний дворец построен был также на этой Зимней канавке, но главным фасадом он был обращен на Неву. В нем, в январе 1725 года, Петр I умер (в комнате первого этажа за нынешним вторым окном, считая от Невы).

Второй Зимний дворец вскоре после смерти Петра, в 1726 - 1727 годах, был расширен, украшен, обогащен по проекту Доменико Трезини . В 1730-х годах для царицы Анны Ивановны Б.-Ф. Растрелли построил новый, четвертый Зимний дворец, перестроив для этого палаты графа Апраксина (они стояли на части территории, занимаемой нынешним Зимним дворцом).
 Дочь Петра 1 - царица «Елисавет» (как она себя именовала) - приказала возвести для нее новый, пятый Зимний дворец . И Растрелли возвел здание деревянного Зимнего дворца, которое на Невской першпективе заняло пространство от Мойки до Малой Морской слободы (Малая морская улица).

Здесь царица Елизавета обреталась «со служителями» и любимыми котами (их было около сотни).
 Поэт А. К. Толстой писал:
… Веселая царица
Была Елисавета.
Поет и веселится,
Порядка только нет…

После смерти Елизаветы в гардеробах её осталось 15 тысяч платьев, многие тысячи туфель и чулок, а в государственной казне оказалось лишь шесть серебряных рублей. Тем не менее, в царствование её был (за счет доходов, принадлежавших царской казне кабаков) отстроен шестой Зимний дворец.
 Сменивший на троне Елизавету Петр III захотел немедля въехать в новую резиденцию. Но Дворцовая плошадь ещё была загромождена грудами кирпичей, досками, бревнами, бочками с известью и тому подобным строительным мусором.
 Капризный нрав нового царя был известен, и оберполицеймейстер нашел выход: по Петербургу было объявлено, что все обыватели имеют право брать на Дворцовой площади все, что им заблагорассудится. Современник (А. Болотов) пишет в своих мемуарах, что чуть ли ни весь Петербург с тачками, повозками, а кто и с санками (несмотря на близость Пасхи!) прибежал на Дворцовую площадь . Над ней поднялись тучи песка и пыли. Обыватели хватали все: и доски, и кирпичи, и глину, и известь, и бочки… К вечеру площадь была очищена полностью. Торжественному въезду Петра III в новый Зимний дворец ничего не мешало. 


Зимний дворец - одно из грандиозных сооружений в стиле русского барокко. Многие интерьеры дворца принадлежат к числу мировых шедевров. 
Длина здания - почти 200 метров, ширина 160 метров, высота 22 метра, а протяженность главного карниза, окаймляющего здание, почти 2 километра. Во дворце 1057 помещений с площадью полов 46 516 квадратных метров, 117 лестниц, 1 786 две
рей, 1 945 окон. В 1844 году Николай 1 отдал приказ, по которому, частные дома должны были строиться так, чтобы по высоте своей, по крайней мере, на сажень уступать Зимнему дворцу, что призвано было подчеркнуть приоритет и величие царской резиденции. Это правило действовало вплоть до 1905 года. Сад у западного (обращенного к Адмиралтейству) фасада Зимнего дворца был разбит лишь в 1896 году. Раньше на этой площадке происходили разводы караулов. В 1901 году сад обнесли установленной на красном камне-песчанике узорчатой решеткой. 


Любопытен такой факт: после Октябрьского штурма Зимнего дворца, красногвардеец, которому было поручено расставить караулы для охраны Зимнего, решил ознакомиться с расстановкой караулов в дореволюционное время. Он с удивлением узнал, что один из постов издавна находился на ничем не примечательной аллее придворцового сада (царская семья называла его «Собственным» и под этим названием сад был известен петербуржцам). Пытливый красногвардеец выяснил историю этого поста. Оказалось, что как-то царица Екатерина II, выйдя утром на Разводную площадку, увидела там проросший цветочек. Чтобы его не затоптали солдаты и прохожие, Екатерина, вернувшись с прогулки, приказала у цветочка поставить охрану. А когда цветочек увял, царица забыла отменить свой приказ о пребывании караула на этом месте. И с тех пор, около полутораста лет на этом месте стоял караул, хотя уже не было ни цветка, ни царицы Екатерины, ни даже Разводной площадки… 


Ограда Собственного сада в 1920 - 1924 годах была разобрана. Звенья решетки украсили сад имени 9 января за бывшей Нарвской заставой, а блоки красного песчаника, из которых были сделаны пилоны Собственного сада, использовали для оформления цоколя здания, построенного на месте сгоревшего (в дни Февральской революции) дома барона Фредерикса - на углу Почтамтской улицы и Конногвардейского переулка.
 В наше время в Зимнем дворце размещены коллекции

Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга - главная достопримечательность северной столицы, с 1762 по 1904 год служившая официальной зимней резиденцией российских императоров. По богатству и разнообразию архитектурного и скульптурного декора дворец не имеет себе равных в Петербурге.


Чтобы обойти все экспонаты Эрмитажа, потребуется потратить 11 лет жизни и пройти 22 километра. Все петербуржцы хорошо знают: в главном музее города на первом этаже — Египетский зал, на третьем этаже — импрессионисты. Гости города тоже в курсе.

Чем будем удивлять? Можно попробовать фактами:

№1. Эрмитаж огромен… Как и территория огромной страны, которой правил царь, самодержец всея Руси прям из стен этого роскошного дворца. 1057 комнат, 117 лестниц, 1945 окон. Общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, почти 2 км.

№2. Общее количество скульптур, установленных на парапете Зимнего — 176 штук. Количество ваз можете подсчитать сами.

№3. Строили главный дворец Российской Империи более 4000 каменщиков и штукатуров, мраморщиков и лепщиков, паркетчиков и живописцев. Получая за свою работу ничтожную плату, они ютились в жалких лачугах, многие жили здесь же, на площади, в шалашах.

№4. С 1754 по 1762 год шло строительство здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Долго… Императрица Елизавета Петровна скончалась, не обжив новые хоромы. Принимал 60 000 квадратных метров нового жилья Пётр III.

№5. После завершения строительства Зимнего дворца вся площадь перед ним была завалена строительным мусором. Император Пётр III решил избавиться от него оригинальным способом — он приказал объявить народу, что каждый желающий может взять с площади всё, что угодно, и бесплатно. Через несколько часов весь мусор был расчищен.

№6. Убрали мусор — новая беда. В 1837 году дворец сгорел. Без крова осталась целая императорская семья. Однако 6000 неизвестных работников спасли положение, работая днем и ночью и за 15 месяцев дворец бал полностью восстановлен. Правда, цена трудового подвига — несколько сот простых рабочих…

№7. Зимний дворец всё время перекрашивали в разные цвета. Был и красным и розовым. Свой оригинальный, бледно-зеленый цвет, приобрел в 1946 году.

№8. Зимний дворец — совершенно монументальное сооружение. Оно было призвано отразить могущество и величие Российской империи. Подсчитано, что здесь 1786 дверей, 1945 окон и 117 лестниц. Длина главного фасада 150 метров, а высота — 30.