Круизные лайнеры советского союза. Круизный отдых в ссср

Несмотря на железный занавес, в Советском Союзе все же были ниши, в которые вход иностранцам не был запрещен. Одной из таких ниш были морские круизы на советских теплоходах. Граждане СССР тоже были не обделены благами цивилизации: избранные могли отправиться в круиз, чтобы хотя бы ненадолго пожить «заграничной жизнью».

В этом выпуске вы найдете фотографии из буклетов 70-80-х годов, рекламирующих круизный отдых, некий подвид западной жизни на советских круизных суднах.

Во времена СССР, когда поездка за рубеж была большой редкостью и символом невероятного престижа, круизы пользовались огромной популярностью среди советских граждан. Конечно же, в основном это касалось не морских круизов, а речных - в первую очередь по Волге и ее притокам.

Такие круизы пользовались огромной популярностью среди граждан СССР, поскольку путевки распространялись через профсоюзные организации и доставались работникам крупных предприятий значительно дешевле реальной стоимости, всего за 30%. Иногда скидки достигали 90-95%. Остальную сумму доплачивали профсоюзы и государство.

По очень большому блату или (за особые достижения в труде) по профсоюзной линии можно было приобрести путевку на морской круиз - по Черному и Средиземному морям. Именно в такой круиз посчастливилось попасть герою Юрия Никулина из всеми любимого фильма «Бриллиантовая рука». Обласканные судьбой счастливчики могли даже попасть в морские путешествия вокруг Японии и вдоль побережья Западной Африки.

Выбор капиталистических стран для турпоездки был небольшим: ежегодно отправлялось несколько групп в Финляндию, особо избранные - в морской круиз «Вокруг Европы» или «По Средиземному морю», туристы попроще - в круиз «По Дунаю», одну-две группы в год направляли во Францию или в Англию, Австрию, Канаду, США. Иногда были экзотические туры: например, в 1961 г. - «По странам Африки», в 1962 г. - Индия, в 1969 г. - «Тунис, Алжир, Куба», в 1972 г. - круиз вокруг Японии.

Стоимость путевок была разной. Круиз вокруг Европы на одном из самых комфортабельных в то время лайнеров «Шота Руставели» обходился в 500-800 рублей (в зависимости от класса каюты). Круиз вокруг Западной Африки на теплоходе «Башкирия» стоил от 600 до 827 рублей плюс дорога до Одессы и покупка валюты на 24 рубля.

Так выглядела стандартная каюта на советском круизном теплоходе.

История советского морского туризма началась в 1957 году, когда «Интурист» арендовал два судна - «Победу» и «Грузию», на которых и осуществлялись морские путешествия вокруг Европы и Одессы в Ленинград. Кстати, именно на «Победе» шли съемки знаменитой комедии «Бриллиантовая рука» - в ней судно выступало как «Михаил Светлов».

В 50-е теплоход «Петр Первый» начал проводить черноморские кру­изы для туристов из соцстран. На фото: немецкие отдыхающие на теплоходе «Белоруссия».

Монополист на советском туристическом рынке «Интурист» занимался организацией не только групповых туров, но и индивидуальных морских и речных круизов, поездок иностранцев на курорты СССР, а советских граждан - на зарубежные курорты. Устраивались и эксклюзивные туры, например для охоты.

В целях рекламы туристских поездок в Советский Союз «Интурист» издавал туристские проспекты, буклеты, плакаты, рекламные туристские фильмы, проводил рекламу по радио и телевидению, а также и через советскую и иностранную прессу.

С 1956 по 1985 год СССР посетило более 70 млн иностранцев из 162 стран, хотя не все приезжали как туристы.

Организм человека способен на многое, я бы даже сказал на невозможное. Об этом история одного побега через океан.

Декабрь 1974 года. Тихий океан. На пассажирском лайнере «Советский Союз» танцы. На борту несколько сот счастливчиков. Это советские граждане, которым повезло в самый разгар зимы отправиться в морской тропический круиз. Только очень внимательный взгляд из всех туристов выделил бы одного не совсем обычного. Он был почти всегда один, в то время как другие пили, ели и веселились. Он часами смотрел на океан или изучал звездное небо. Вечером 13 декабря 1974 года человек выходит на верхний мостик и оглядывается. На главной палубе пассажиры танцевали, девушки ожидали приглашения на танец. Но одинокий пассажир смотрел не на них, а в темноту за бортом. Ревущий океан и ни единого огня на горизонте. Часы показывали 21:00. Через одну минуту человек спустился на корму главной палубы и сделал шаг за борт через границу государства.

В канун нового 1975 года москвичи готовились к новогодним торжествам. В предпраздничные дни из-за океана приходит сенсационная новость - побег из СССР. Гражданин Советского Союза бросился в Тихий океан с борта лайнера. После трех суток проведенных в воде он самостоятельно вышел на филиппинский берег. Но советские радиостанции и пресса молчали, а сквозь шум и помехи так называемых «глушилок» радиостанция «Голос Америки» сообщила имя беглеца. Это был Станислав Васильевич Курилов. На запрос родственников, где Стас, они получали ответ, - пропал без вести. И только через 12 лет беглец дал интервью Израилю. Скромный и застенчивый человек с неуверенным английским и обезоруживающей улыбкой. Трудно поверить, но это он совершил один из самых отчаянных и дерзких побегов из СССР за всю его семидесятилетнюю историю.

Это был прыжок с высоты пятиэтажного дома под вращающийся гребной винт. Трехдневное плавание в штормовом океане среди акул. Не одна система тренировок не гарантирует безопасность человека, который решился на такой сумасшедший поступок.

подводная лаборатория «Черномор»

И, тем не менее, серьезный опыт работы в воде и под водой у Станислава Курилова действительно был и только благодаря этому он сумел выжить. Так в 1968 году близ Геленджика на побережье проводились испытания подводной лаборатории «Черномор». Среди испытателей был и молодой океанолог Станислав Курилов. Многотонной агрегат позволял водолазам неделями жить под водой, и выходить работать на морское дно.

Задачей подводной экспедиции было выяснить, как ведет себя организм в непривычных условиях и каковы пределы возможностей человека. Акванавты в условиях повышенного давления и без солнечного света испытывали постоянные физические нагрузки.

пароход «Albert Ballin»

лайнер «Советский Союз»



Лайнер «Советский Союз» почти полвека считался самым большим пассажирский судном в СССР. По высоте корабль мог сравниться с многоэтажным домом, длина его более 200 метров, водоизмещение свыше 30 тысяч тонн. Однако в энциклопедиях о нем не писали. А причина в немецком происхождении судна. Его первоначальное название «Albert Ballin». Лайнер был построен в Гамбурге в 1925 году. В 1945 году потоплен. После войны поднят со дна Балтийского моря, а уже в 1957 году уже под именем «Советский Союз» прибыл в новый порт приписки Владивосток. Советских пассажиров поражала роскошь и убранство лайнера. Сияющий узорчатый паркет, бронзовые светильники, бассейн с подсветкой, одним словом настоящий плавучий дворец. Выбить заграничную путевку на таком лайнере для обычного советского гражданина было почти невероятное везение. Однако это везение Станиславу Курилову сопутствовало. Дождливым ноябрьским вечером он прочитал в газете «Вечерний Ленинград» небольшое объявления о том, что приглашаются все желающие принять участие в морском круизе под названием «Из зимы в лето». Это был к экватору. На лайнере было около 1200 человек туристов, и следовал он без захода в иностранный порт, к экватору без остановок, а затем назад. Этакая приятная возможность позагорать в декабре. Но будущий беглец загорать не собирался. Он легко получил путевку, ведь лайнер не будет останавливаться в иностранных портах, а значит визы для пассажиров ни к чему. Охранять их тоже не обязательно, куда пассажиры могут деться, если вокруг на многие километры сплошной океан. Представить себе, что кто-то решится прыгнуть с борта самого большого в СССР круизного лайнера, даже у опытных сотрудников государственной безопасности просто не хватило воображения.

Станислав Курилов с раннего детства мечтал о приключениях. Он воображал себя на тропическом острове. Он бредил морем, и мог часами любоваться картиной с изображенным парусником. Родителей он считал «безнадежно сухопутными людьми». Страсть Станислава к морю, они считали блажью, которая скоро пройдет. Уже в 10 лет он объявил на улице что переплывет Иртыш - огромную судоходную реку с множеством водоворотов и быстрым течением. У Славы едва хватило сил выполнить обещание, но настоящий ужас он испытает спустя 28 лет, когда окажется на расстоянии нескольких метров от вращающегося винта лайнера в открытом океане.


Лайнер «Советский Союз» вышел из порта Владивосток 8 декабря 1974 года. Станислав Курилов мысленно прощался с родиной, впрочем, окончательной уверенности в том, что он сумеет совершить побег, у него пока не было. К тому же будущий беглец не взял с собой в рейс карту Тихого океана и даже не захватил компас, что для ранее готовящегося человека является непростительной небрежностью. Через 3 дня после выхода из порта, пассажиры разгуливали по палубе в одних плавках, и загорали под южным солнцем. Большинство из них подходили к борту с опаской как к пропасти, а Станислав Курилов еще ничего толком не решивший проводил у борта все свободное время. Он часами вглядывался в линию горизонта пытаясь увидеть землю.

В 15 лет Станислав Курилов тайком от родителей едет из Семипалатинска в Ленинград, чтобы попасть на судно дальнего плавания. Он сразу же получал отказ, но впервые в жизни видит море, и дает себе клятву к нему вернуться. «Не разрешили быть юнгой, значит, буду капитаном!», - решил для себя Слава. Сомнений у путешественника не было. Он решил поступать в мореходное училище, для чего он штудирует учебники по математике и физике. Но тут его снова ждет удар - из-за близорукости, он не может пройти медицинскую комиссию. Кажется судьба его настойчиво, раз за разом пытается увести подальше от моря, но сдаваться он не намерен. Когда надежды связать свою жизнь с морем уже почти не было, Станислав Курилов вспоминает, что еще есть факультет океанологии, и поступает в Ленинградский гидрометеорологический институт. Здесь он узнает о происхождении океанских ветров и течений, а также учится читать морскую навигационную карту. Уже очень скоро от того как он применит эти знания будет зависеть его жизнь.

круизный маршрут лайнера «Советский Союз»

11 декабря 1974 года лайнер «Советский Союз» полным ходом шел к экватору. Решение о побеге Курилов еще не принял. Как и все он знал приблизительный маршрут судна. Из Владивостока на юг вдоль Корейского полуострова, мимо острова Тайвань Филиппинских островов до экватора, а затем примерно тем же маршрутом обратно. И только когда за кормой осталось Японское море, он увидел карту с обозначением пути судна. На ней был отмечен непросто маршрут лайнера, а рядом с линией пути стояли даты и даже корабельное время. Теперь беглец точно знал когда лайнер будет проходить мимо того или иного острова. Он понимал, что ни в одном из следующих рейсов такого везения уже не будет, если он действительно хочет прыгать делать это надо сейчас. Он рассчитал, что покинуть пассажирское судно может в двух точках, ведь прыгать с борта и остаться незамеченным нужно лишь ночью. Первая точка возле острова Сиаргао, вторая возле южной оконечности острова Минданао. Беглец знал, что Филиппины зона влияния США и место базирования американских военных баз, а значит, если он доплывет, обратно в Советский Союз его не вернут, тем более в разгаре холодной войны. Но он также знал, что союзные Филиппины с 70-х годов зона военного конфликта. Местные сепаратисты развернули масштабную партизанскую войну против правительственных войск.

12 декабря 1974 года карта с маршрутом уже была у Станислава Курилова в руках. Перебирая варианты побега, понимал, что лучшим местом для прыжка будет близ острова Сиаргао. Но вокруг Тихий океан открытый всем ветрам берег. Как океанолог он знал, что у острова его ждут огромные волны, к тому же слишком велик риск утонуть, разбившись о рифы. Перспектива быть съеденным акулами, утонуть и наконец, в случае особого везения доплыть и попасть в плен к сепаратистам. Только он мог назвать это благоприятный обстановкой.

Ночью 13 декабря 1974 года будет находиться вблизи от филиппинского острова Сиаргао. Это он знал благодаря найденной на лайнере карте. Та же карта позволили ему вычислить длину острова и среднюю скорость судна. Расчеты показали, что в запасе у беглеца всего 1 час. Еще раз, взвесив все за и против, Курилов принял решение прыгать. Прежде всего, он прыгнул как можно дальше от гребного винта. В воде он прижимал к груди сумку с плавательным снаряжением, в которую входили трубка, ласты и маска. Вокруг не было никаких ориентиров, кроме уходящего судна, по которому он ориентировался какое-то время. Но вскоре огни исчезли. Тогда его впервые охватил страх.


Он остановился и в течение 2 часов ждал появления звёзд. Он собрал всю свою волю и посмотрел в лицо страху. Как только на небе появились звёзды, Станислав продолжил плыть. Карту звездного неба он изучил достаточно хорошо. Главное потрясение беглеца ждало утром. На рассвете, всматриваясь вдаль, он никакого острова не увидел. Пока ещё он не знал, что всего ему придется провести в океане два дня и три ночи без еды, воды и без сна. И только чудом на этом морском пути он смог уцелеть. К вечеру первого дня плавания беглец уже отчетливо видел землю. Долгие тренировки по системе йоги дали о себе знать.

Станислав Курилов на занятии йогой - домашнее фото

После суток проведенных в воде у Славы было отличное самочувствие. Его не мучили ни голод, ни жажды. Он был готов к этому, у него был опыт голодания 36 дней. Он мог обходиться без воды две недели. Но самым сложным во время плавания было обходиться без сна. Прямо под ним находилась 10-километровая Филиппинская впадина, одна из самых глубоких в мировом океане. Это опытного пловца ничуть не пугало. Еще более удивительно его не смущали и акулы, которыми кишат эти воды. Он знал как себя с ними вести. Находясь в океане, он настолько чувствовал себя в своей стихии, что даже наслаждался видом роскошного заката. Но наступил второй день плавания, и вдруг беглец обнаруживает, что удаляется от острова, а не приближается к нему. Его сносит на юг течение, бороться с которым уже нет сил. На исходе вторых суток Курилов плыл, подчиняясь только инстинкту выживания. Земля давно скрылась из виду. Вокруг был сплошной океан. Разум пловца время от времени отключался, появлялись галлюцинации. Позже Курилов узнает, что течение, которое не дало ему приблизиться к острову, через несколько часов вынесет на берег.

филиппинский остров Сиаргао

15 декабря 1974 года местные рыбаки острова Сиаргао увидели на ночном берегу странное светящееся существо, передвигающееся по воде в дикой пляске. Туземцы в ужасе замерли, им показалось, что это посланец с того света. Но пловец испытал такое счастье, что выйдя на берег, не выдержал и начал прямо здесь танцевать. Свечение производил фарфорицирующий планктон.

В то время как пловец вышел на берег, пропажу, наконец, заметили на . Пассажирское судно возвратилось назад, и экипаж пытался найти случайно упавшего за борт туриста. И только когда о Станиславе Курилове сообщила радиостанция «Голос Америки» за дело взялось КГБ. Его осудили по статье «Об измене родине» и приговорил к десяти годам тюрьмы заочно.

Первую неделю побега Курилов провел в филиппинской тюрьме. Затем был эмигрирован в Канаду. Вместо паспорта Станиславу Курилову была выдана официальная бумага самого фантастического содержание, которым он гордился. На западе беглец наконец-то исполнил давнюю мечту. Он объездил полмира, участвовал как океанограф в десятках экспедиций, достиг Северного полюса. Словом жил той самой жизнью, о которой грезил с детства. Но мыслями возвращался назад к своему побегу. Вскоре после переезда в Канаду он начал писать книгу о проведенных трех суток в океане. В 1986 году переехал в Израиль, где женился и работал по специальности в Израильском океанографическом институте. Он погиб на острове Кинерет во время рядового погружения зимой 1998 года, вызволяя напарника из рыболовных сетей.


Вдова Станислава Курилова, Елена Генделева-Курилова, тот человек, благодаря которому мир по-настоящему узнал его историю. Собрав воедино разрозненные черновые записи, которые он вел всю свою жизнь, объединила их в книгу с названием «Один в океане», вышедший в Москве в 2004 году. Теперь на его могильном камне изображен парусник и слова, которые он любил повторять: «Для того чтобы быть счастливым ему достаточно просто видеть парусник на горизонте ».

Ощущение без причинного счастья оставляет его книга. Слава Курилов не просто совершил то, что не совершал до него никто, он ещё сумел подарить своим читателям радость, небывалую и никем не испытанную.

В феврале 2010 года мне удалось выбраться в затон Камского ССРЗ, что напротив Перми. Цель поездки - попасть на борт дизель-электроходов проекта 785 "Булгария" и "Композитор Глазунов". Но главным пунктом было посещение дизель-электрохода "Советский Союз". Это дизель-электроход проекта 20. Всего было построено два таких судна. Первый - "Ленин" - сгорел в затоне в 21984 году во время межнавигационного ремонта. "Советскому Союзу" повезло больше - до 1996 года он проработал на Волге. И так сложилось, что я стал свидетелем его крайнего рейса. В начале июля 1996 года мы сели на "Советский Союз" в Самаре и отправились в Москву. Но под Ярославлем вышел из строя один из главных дизель-генераторов. Судно пришло в Москву с 18 часовым опозданием. Потом выполнив несколько коротких рейсов, Союз ушел в Нижний Новгород, на базу ВОРПа. Осенью 2001 года его выкупило Камское пароходство и "Советский Союз" встал на многолетнюю стоянку в Перми. И вот, через 14 лет - новая встреча с этим судном. В мае 2010 года мне случилось опять быть в пермском затоне, на борту д/э "Булгария". Тогда я сделал несколько снимков с борта.
"Советский Союз" был сдан речникам в 1959 году. Он же стал на данный момент последним большим пассажирским судном, построенным на заводе "Красное Сормово". Далее в СССР все пассажирские суда будут приходить из-за рубежа, с верфей стран социалистического содружества. Исключением станут лишь австрийские суда, но это капля в море. После сдачи флагманом ВОРПа стал однотипный "Ленин". Эти суда по техническому уровню сразу превзошли все то, что ходило по Волге. После пожара на "Ленине" в 1984 году флагманство формально перешло "Советскому Союзу". Хорезматичная внешность этих судов, высокий уровень отделки (она полностью деревянная - не гоже флагману пластик плебейский иметь), размерения, наличие (впервые в истории отечественного пассажирского флота) системы центрального кондиционирования воздуха, водоснабжение всех кают (даже в более современных теплоходах проектов 588, 26-37, 305 умывальники отсутствовали в каютах третьей категории, а на 305-х был даже силячий клоасс - места IV категории, они размещались в носовом вестибюле главной палубы). Проект 20 не имел т.н. жестких мест - ведь на тех же трехдеках места в III классе - обычная деревянная полка, мягкая как дверь стального сейфа. Впервые на борту - каюты с тремя местами. Да и сами каюты по площади были больше.
Конечно в 1996 году "Советский Союз" уже не имел того лоска, что ранее. Да и комфортабельным его уже никто не считал. Но все равно он смотрелся особняком среди своих речных коллег. Этакий левиафан из сурового сталинского прошлого.
Время - лучший доктор и лучший палач. Оно не дает шанса, у него не бывает осечек. Ныне "Совесткий Союз" все так же стоит в Перми и тихо доживает свой век. Реконструировать его врядли кто возмется, так как он требует капитального ремонта ГЭУ, да и запчастей на гребные электродвигатели не найти. Нижегородские энтузиасты пытаются как-то сломит ситуацию, дабы привести судно обратно в Нижний Новгород и сделать из него музей. Но увы - воз и ныне там. КРП не хочет продавать судно.

дизель-электроход "Советский Союз" у Куйбышевского порта, из архива В. Заикина

дизель-электроход "Советский Союз" в рейсе, из архива Р. Мубаракшина

ходовой мостик, вид в нос

кормовая часть



вид с носа



общий вид



на главной палубе



кормовой вестибюль толи главной, толи средней палубы - в обоих такой бардак



ресторан судна


кофемашина в ресторане






вестибюль ГП, дверь к выхлопным магистралям открыта



двухместная ярусная каюта - по советской классификации - 2А категория



заводская табличка - находится она над трапом в МО



световой колодец МО



если не ошибаюсь - одна из кают на ГП, четырехместная. По старой классификации - 2Б категории. От 2А отличается расположением ближе к корме и отсутствием доп перегородок


ночник. Кстати, несмотря на относительно несерьезный вид весьма удобен и не мешает соседям по каюте



пролет палубы - какой уже не вспомню, холодильник явно куда-то вытащить пытались






светильник в пролете палубы - этот единственный, что боле менее сохранился на тот момент


четырехместная каюта категории 2А. Как видно - каюта поделена как бы на три "отсека" - два сидячих места у окна, блок коек, шкафы и умывальник. Еще одно - каждый "отсек" отделен простенком









вестибюль средней палубы



трап


пролет средней палубы



носовой салон средней палубы, здесь же стоит рояль фабрики "Красный октябрь". За счет плафона помещение высокое. Но есть и обратная сторона - носовая часть шлюпочной палубы весьма ограничена для прогулок - все тот же плафон мешает.









трехместная одноярусная каюта. Кстати в этом плане проект 20 обогнал "крокодилы" - там в трехместках были двухярусные койки. И эти дизель-электроходы стали первыми пассажирскими суда с трехместными каютами.


кормовой пролет средней палубы



вестибюль



говоря современным языком - рецепшен. На переборке (где белый "экран") висела карта водных путей и табло со временем отправления (ЕМНИП так было в 96-м)



вид с балкона ресторана (средняя палуба)



интерьер "балкона"

Прогулочный речной теплоход «Советский Союз» серии «Москвич» построен в 1954 году. Судно представляет собой двухъярусную алюминиевую конструкцию на базе стального корпуса с расположением ходовой рубки в центральной части верхней палубы. Машинное отделение спроектировано в кормовой части корпуса. Длина судна – 26 метров, ширина – 4,5 метра. Водоизмещение – 88 тонн. Силовая установка представлена двумя дизельными двигателя (110 л.с.) и двумя генераторами. Скорость хода 20 узлов.

Первое судно серии «Москвич» было спущено на воду в 1948 году Московским судостроительным заводом. Теплоходы проекта № 544 очень долго оставались самым распространенным типом прогулочного флота - до тех пор, пока в семидесятых годах старым речным трамвайчикам не пришел на смену новый комфортабельный теплоход "Москва".

На полную переделку этот "Москвич" попал в практически первозданном виде: дубовые окна как в вагоне поезда, пузатые дермантиновые диваны, латунь поручней и багажных полок, таблички с призывами к товарищам пассажирам не сорить и к тому же не курить. Рушить такую идиллию было очень жалко - в память о славном прошлом небольшого корабля решили оформить внутренние интерьеры в благородном стиле пятидесятых годов. Именно такое решение интерьеров не противоречило строгому силуэту и закругленным обводам корпуса судна.

На нижней палубе расположен банкетный зал и носовой мягкий салон. Пол банкетного зала покрыт дубовым паркетом, стены отделаны шпоном из красного дерева. Потолок закрыт панелями коричневого оттенка. На потолке смонтированы большие светильники. В зале установлены массивные деревянные столы и мягкие стулья с высокими спинками. В салоне предусмотрено 18 -24 посадочных мест для банкета. Остекление помещения панорамное в два ряда. На окнах развешены прозрачные гардины кофейного оттенка. Все двери в помещениях филенчатые, изготовлены из дуба.

На втором ярусе надстройки расположены две открытые площадки для отдыха на свежем воздухе. Пол носовой площадки выполнен из дубовых досок. Здесь установлены металлические столы и стулья. Вторая площадка расположена за капитанской рубкой. По обе стороны рубки оборудован проход, по которому можно перейти с одной площадки на другую.

Немецкие пассажирские лайнеры, бороздившие океаны в 1920-х - 1930-х годах, получили вторую жизнь в Советском Союзе, где прослужили до 1980-х. Историю этих судов рассказывает коллекционер Юрий Мамонов.

Возвращаясь из путешествий и деловых поездок многие из нас привозят небольшие сувениры. Со временем о них забывают, они теряются, но иногда, через много лет напоминают о себе. В нашей семье, среди старых фото, писем и бумаг почти 50 лет хранится небольшая подборка открыток с видами Владивостока. Их привез с Дальнего Востока мой отец в 1960 году, на память о службе на Тихоокеанском флоте. Две открытки несколько выделяются из видового ряда. На них изображены два больших океанских парохода: белоснежный лайнер-гигант "Советский Союз" и черно-белый "Азия".


Антикварными они еще не стали и в коллекцию явно не напрашивались. Только случайное упоминание в одной из книг этих кораблей в одном ряду с судном "Адмирал Нахимов", трагически погибшем в 1986 году, заинтересовало и дало толчок к изучению темы. Оказывается, некоторые советские послевоенные пароходы и дизель-электроходы изображены на немецких открытках 1920-1930-х годов. Правда, тогда они имели другие названия (а иногда и не одно) и даже другой внешний вид, размеры корпуса и параметры механизмов. Большое количество таких судов перешло к СССР по репарациям, по решению комиссии стран-победителей 1946 года о разделе немецкого флота. Тогда было решено, что суда как торгового так и военного флотов Третьего рейха, сдавшегося трем странам-победителям, где бы они не дислоцировались, в равных частях отойдут к Советскому Союзу, Великобритании и США.

Таким образом, часть немецких пассажирских лайнеров перешла под советскую юрисдикцию. Состояние полученных трофеев было оценено как ужасное. Большая часть судов была повреждена бомбардировками, многие простояли в портах на приколе всю войну, немалая часть была затоплена и нуждалась в поднятии с больших глубин. Масштабному восстановлению подверглись старые пассажирские пароходы Der Deutshe (бывшая Sierra Morena), Caribia, Wangoni. После реконструкции они влились в состав Дальневосточной флотилии и получили новые имена - "Азия", "Ильич", "Чукотка". Пароходы Patria и Duala, плененные британским флотом, числились как военные транспортные суда Empire Welland и Empire Rock, пока готовились документы по репарации. Первый даже сделал пару рейсов из Великобритании в США. Теплоходы, переданные Морфлоту СССР после реконструкции, пополнили Черноморское пароходство с новыми названиями "Россия" и "Петр Великий". Туда же после реконструкции прибыли Iberia и Rugen, переименованные в "Победу" и "Иван Сусанин".


Из доставшихся Советскому Союзу теплоходов, большинство было старых, требующих капремонта и полной смены оборудования. Чтобы привести в рабочее состояние Oceana (бывшее Sierra Salvada), второго Deutcshland, Preussen (последние два - однотипные железнодорожные паромы), ушло немалое количество времени и средств. Возрожденные теплоходы под именами "Сибирь", "Анива", "Крильон" эксплуатировались после на Дальнем Востоке. В январе 1945 года недалеко от Свинемюнде налетел на мину и пошел ко дну лайнер Berlin. Аварийно-спасательная служба Балтфлота подняла судно со дна в середине сентября 1947 года и отбуксировала в доки на восстановление. После длительного ремонта на верфи в ГДР, оно в 1957 году продолжило свою жизнь в Черноморском пароходстве. Восстановленный лайнер назвали "Адмирал Нахимов". Там же, в Свинемюнде, в июне 1948 года подняли со дна затонувший лайнер Cordilera, тоже подорвавшийся на мине. Обновленный лайнер также получил новое имя "Русь" и вошел в состав флотилии Дальневосточного пароходства. В нескольких милях от Варнемюнде балтийские спасатели во время шторма смогли снять с грунта лежащую на боку и возвышающуюся над поверхностью правым бортом еще одну жертву авиационной донной мины - лайнер Hansa. В тяжелых условиях удалось поставить корабль на ровный киль и отбуксировать в док. Аналогичный лайнер Hamburg (Albert Ballin) затонул после встречи с миной в 2 милях от Засница. Спасатели, откачав воду, распрямили корпус, добавили борта, укрепили коффердамы. После всплытия в 1950 году судно отбуксировали на капитальный ремонт. Первый лайнер после переоснащения под именем "Советский Союз" долгое время работал на Дальнем Востоке. Второй сначала пытались восстановить как пассажирский пароход, но после, скорректировав проект, переоборудовали под китобойную базу, дав ей название "Юрий Долгорукий".
Таким образом, сильно пострадавший во Вторую Мировую войну, морской флот СССР пополнился первоклассными океанскими кораблями и они до середины 60-х годов были самыми крупными и комфортабельными пассажирскими судами Советского Союза. Безусловно, наибольшая известность досталась судам Черноморского бассейна и в первую очередь самому известному из "пленных судов" - лайнеру "Адмирал Нахимов". Он был спущен на воду в 1925 году. В течение 13 лет делал по 12 трансатлантических рейсов в год на линии Бремерхафен - Нью-Йорк (до 1938 года, когда трансатлантические рейсы стали невыгодными). Без претензий на "Голубую ленту Атлантики" (его скорость была всего 16 узлов), по комфорту Berlin (так назывался "Адмирал Нахимов" в немецком флоте) был не хуже первоклассных британских атлантических лайнеров.
Компания Norddeutscher Lloyd - первый владелец теплохода, придерживалась правила: клиенту на судне должно быть приятно и удобно, даже если он путешествует третьим классом. Многочисленные открытки, рекламирующие корабли компании, это прекрасно подтверждают. Подобное отношение к клиенту, как бы по наследству перешло и к новому владельцу - Черноморскому морскому пароходству. Конечно, в послевоенной разрухе невозможно было вернуть былой шик кораблю, почти два года пролежавшему на дне, но по многочисленным воспоминаниям убранство восстановленного корабля поражало своей роскошью. За 30 лет плавания под флагом СССР судно перевезло сотни тысяч туристов, совершая экскурсионные круизы по Черному морю и иногда за рубеж (например, лайнер несколько раз ходил в Саудовскую Аравию, перевозя паломников). А однажды, в 1962 году во время Карибского кризиса даже плавал на Кубу, куда доставил советских солдат. Широкая реклама (также и на открытках, выпускавшихся, как пароходством, так и многими украинскими и всероссийскими издательствами) и безупречная репутация давала пароходу "Адмирал Нахимов" стабильный пассажиропоток круглый год. К сожалению, этот замечательный корабль погиб 31 августа 1986 года, столкнувшись под Новороссийском с сухогрузом.
Другие крупные лайнеры, оставленные в Черноморском пароходстве - дизель-электроход "Россия" (в немецком флоте Patria) и пароход "Петр Великий" (Duala) известны меньше, хотя на открытках встречаются довольно часто.

Наибольшее количество трофейных судов досталось Дальневосточному морскому пароходству (только крупных пассажирских судов более десятка), но ввиду их использования на обычных грузопассажирских линиях (Владивосток - Петропавловск-Камчатский), в рекламе для туристов они не нуждались и на открытках появлялись значительно реже, да и тиражи региональных издательств были во много раз меньшими. Интересным моментом, отраженным на открытках, является значительная модернизация при восстановлении и перестройке дальневосточных судов. И у "Советского Союза" (бывшее Hansa) и у "Азии" (Der Deutsche) заменили две вышедшие из моды дымовые трубы на одну более совершенную по форме (на тот момент). Судя по всему, выигрыш это дало минимальный, и все остальные трофейные корабли остались в немецком двухтрубном варианте (как "Адмирал Нахимов").

Трофейные суда эксплуатировались во флоте Советского Союза до конца 80-х годов, постепенно заменяясь новыми современными судами. Все они множество раз были изображены на открытках, правда, под новыми советскими именами. Узнать в них после множества модернизаций лайнеры, в 20-е - 30-е годы бороздившие просторы океанов, довольно трудно.

Открытки в очередной раз выполнили свою миссию - сохранили для потомков интереснейшие страницы российской, немецкой и мировой истории. И эти открытки, как сувенир о плавании или морской поездке хранятся во многих семьях.

При подготовке статьи использовались материалы: К.Иванов. Конец лайнеров агрессора. Журнал "Морской флот" №3. 1982 г.