Большой каменный мост. Каменный мост За длинным каменным мостом

На автомобильных дорогах РФ эксплуатируется около 50 каменных мостов. Каждый из них арочного типа с циркулярным, реже эллипсоидным, очертанием свода. Каменные мосты составляют всего лишь 0,8 % от всех существующих сооружений. Число подобных конструкций 25 лет тому назад было около 100, полстолетия назад - свыше 150. Даже если взять во внимание те каменные мосты, которые сегодня переведены в разряд «трубы» или вообще не находятся на балансе, их на федеральной сети будет не более 1,5 %.

Уменьшение аналогичных сооружений характерно и для местных сетей. Так, к примеру, в Московской области из существующих 800 конструкций каменных всего 5, около 10 - на Урале. Приблизительно 20 мостов эксплуатируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Москве на сегодняшний день осталось всего лишь 4 арочные переправы. На Северном Кавказе практически приостановлено строительство подобных конструкций. Даже в Дагестане, где каменному мостостроению отводилось первое место, за последнее десятилетие появилось только 3 новых сооружения. А это говорит о том, что в России каменные мосты неоправданно вытесняют индустриальные железобетонные и металлические конструкции, причем это касается и районов, богатых этой горной породой.

Окунемся в прошлое

Одна из самых первых конструкций в столице была построена из кирпича через Она соединяет Троицкие ворота Кремлевской башни с Кутафьей стрельницей. Каменный мост в Москве изначально не имел опор с водорезами и сводов. По мнению историка Забелина, сооружение из камня было построено в 1367 году, сегодня его пересекает парк - Александровский сад.

Достопримечательность столицы России

Большой каменный мост в Москве соорудили в далеком 1692 году. Тогда его называли Всехсвятским. Однако с 1858 года Большой каменный мост считается первой железной конструкцией Москвы. В 16-м веке с одного берега на другой можно было переправиться только по «живой» наплавной переправе. В 17-м столетии началось строительство каменного моста, в 1938 году он уже был железобетонным, однако название осталось прежним. Для того чтобы он в полной мере соответствовал наименованию, его облицевали гранитом.

Панораму Кремля, открывающуюся с Каменного моста, можно увидеть на обороте паспортов граждан России. Помимо этого с данной конструкции обозревается Храм Христа Спасителя, Софийская, Пречистенская и Берсеневская набережные.

В Москве строили и другие каменные мосты для переправы через реки и овраги. В конце 18-го столетия Китай-город и Кремль соединялись двумя искусственными сооружениями - Спасским и Никольским.

Большой каменный мост в Москве: 1680 год

До 15-го века на месте современной конструкции была наплавная переправа. Только в 1643 году царь отдал приказ начать строительство первого каменного моста. Поручили это мастеру из Страсбурга - Ягону Кристлеру. Все строительные работы по возведению каменного моста приостановились после смерти царя и мастера, завершил все неизвестный русский монах в 1687 году. Достроили его в 1692-м и дали название Всехсвятского.

Каменный мост в длину достигал 170 метров, а в ширину - 22. Он имел 8 арок, те, которые предназначались для пропуска лодок, - с 15-метровыми пролетами. С левого берега въехать можно было через Всехсвятские ворота, на другом конце моста красовалась башня с двушатровым завершением.

Изменения с 1858 года

Обветшавший мост из камня разобрали и в 1858 году заменили его на трехпролетный металлический (первый в Москве). В 1938-м на этом месте появилась новая конструкция, над которой работали инженер Калмыков, архитекторы Гельфрейх, Щуко и Минкус. Длина моста составляет 487 метров (с подъездами). С него открывается превосходный вид на Храм Христа Спасителя и Кремль, а также отсюда можно разглядеть памятник архитектуры «Дом на набережной», построенный по проекту Иофана Б.М.

Свадебные прогулки

Большой каменный мост знают все жители бывшего СССР из кадров хроники Москвы. Вид этой панорамы не изменился и до настоящего времени и очень удачно смотрится на фотографиях за спинами молодоженов.

Мост считается символом объединения, поэтому фото, сделанные на этом месте, постоянно будут напоминать о значении этого слова. Задумайтесь, сколько общего. Мост. Противоположные берега. Две судьбы и одна семья.

Small stone bridge

Малый каменный мост пересекает находится на втором месте после Патриаршего по течению канала столицы. Эта конструкция расположена в районе Якиманка, с одной стороны находится улица Серафимовича, а с другой - Большая Полянка.

Малый каменный мост открыли в 1938 году. Его протяженность - 64 метра при ширине 40 метров. Это не первое сооружение, построенное на этом месте. Ранее здесь существовал мост, строительство которого завершилось в 1788 году. На тот момент он был деревянным и получил название «Козьмодемьянский». В 1880 году он был заменен на каменный мост с соответствующим наименованием.

Над современной конструкцией работали Яковлевы и Гольбродский, на протяжении некоторого времени здесь существовали трамвайные пути.

Достопримечательности Санкт-Петербурга

В 1752 году через реку Кривушу (сегодня нам известную как канал Грибоедова) соорудили деревянный мост с одним пролетом. В дальнейшем инженер Назимов разработал новый проект переправы. На то время это было первое сооружение из камня, поэтому и назвали его Каменный мост. Санкт-Петербург и сегодня может похвастать этой переправой, причем никаких переделочных работ так и не было предпринято. Особенность оформления моста - использование бриллиантового руста. Многим незнакомо это понятие, поэтому разъясним подробнее, что же это такое. Под бриллиантовым рустом подразумевается обработка выступающих камней, имеющих форму четырехгранной пирамиды, грани которой благодаря специальной полировке ярко сверкают при попадании на них напоминая алмазы. Такой прием часто использовали в строительстве, но сегодня его редко где увидишь. Каменный мост (Санкт-Петербург) построили с четырьмя полукруглыми лестничными спусками к воде, которые в 19-м веке ликвидировали.

В 1880 году на этом месте планировалось 7-е покушение на императора. Члены партии «Народная воля» под мостом заложили бомбу с целью взорвать переправу, когда по ней будет проезжать царский экипаж. Тем не менее этой затее не суждено было свершиться, поскольку агенты своевременно раскрыли замысел и император Александр ІІ переправился по мосту до того, как на место прибыли народовольцы. В 1881 году из-под сооружения извлекли 7 пудов динамита, но это уже произошло после гибели императора.

Санкт-Петербург - город мостов

Питер удостоился называться стражем русской истории. В одном городе сохранилось множество соборов, дворцов, шикарных фонтанов, великолепных музеев и храмов.

Санкт-Петербург - главный обладатель всевозможных переправ, островков и каналов. В городе имеются разводные, подвесные и каменные мосты, по которым прогуливаются приезжие. У всех сооружений неповторимое решение. Кованое обрамление придает им определенную неповторимость. Со строительством каждого моста связана какая-то история. Именно этим и объясняется желание гостей полюбоваться коваными шедеврами искусства.

Конечно, все мосты Санкт-Петербурга описывать нет смысла. Все равно их красоту не удастся передать словами. Хотелось бы отметить, что каменные мосты поистине стали гордостью второй столицы России. Самыми первыми появились такие мосты, как Прачечный, Эрмитажный, Каменный и Верхне-Лебяжий, они и сегодня украшают город.

С улицей Большая полянка.
До построения Каменного моста на Москве – реке были мосты так называемые «живые» (связаные между собой бревна клались на воду), деревянные, которые часто ломались весенним или осенним разливом вод. Такими издревле были: Москворецкий, Крымский, Дорогомиловский и Яузский. На месте современного Каменного моста, всегда был перевоз. О сооружении каменного моста задумались в XV веке в связи с ростом населения Замоскворечья, где расположились слободы стрельцов, и отрылась необходимость в «надежном» соединении города с главным пригородом. Для этой цели в 1643 году был вызван в Москву из Страсбурга палатный мастер Анце Кристлер со своим дядей Иваном Кристлером. По приказанию царя Михаила Федоровича Кристлером сначала был представлена деревянная модель с чертежом. Образец делали дворцовые плотники. По рассмотрении модели и сметы в Посольском приказе возникли вопросы, а устоит ли мост от льда толщиной в два аршина, можно ли по мосту будет возить пушечный снаряд и устоят ли своды. Подобные вопросы обнаруживают сомнение в возможности построить каменный мост через Москву-реку, который выдержал бы напор льда и выносил бы большие тяжести, и можно сказать, что возведение моста считалось чудом.
С преждевременной смертью Михаила Федоровича и Кристлера в 1645 году строение Каменного моста остановилось. Продолжил строительство моста в 1682-м году, князь Василия Васильевич Голицин, любимец царевны Софьи. И довершили его в 1687-м году по мостовому образцу Кристлера. Зодчим был монах, имя которого не сохранилось. Вбивши дубовые сваи в русло реки и настлав их брусьями, он выводил на них каменное строение. Это сооружение по тому времени казалось столь важным, что даже вошло в народную поговорку о чем –либо чрезвычайно дорогом: «Дороже Каменного моста».
В прежнее время Каменный мост представлял совсем другой вид и обстановка его была совсем другая. У отводных быков были пристроены водяные мукомольные мельницы с плотинами и сливными воротами. На самом мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак, слывший под названием «Заверняйка». На южном конце моста было шесть ворот и палаты, над которыми возвышались два шатровых верха, увенчанных двухглавыми орлами, в палатках помещались Корчемная канцелярия и тюрьма для обличенных в корчемстве (тайное изготовление вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино и пиво из галерей деревянный сход вел на набережную, к так называемому Царицынскому лугу и к Берсеневке. Под самым мостом был пивной ледник. На левом берегу близ моста находились Всесвятские торговые бани, пожалованные Петром I князю Меньшикову и долго слывшие «Меншиковыми». Там же были построены житницы «для хлебной раздачи государева жалованья Преображенского полка солдатам». От смежных с мостом Всесвятской башни и церкви во имя Всех Святых он назывался Всесвятским, от соседнего с ним урочища Берсеневки – Берсеневскими, по церкви Николая Чудотворца – Николаевским. В таком виде Каменный мост был до царствования Анны Иоанновны. Указом своим от 26 мая 1731 года она повелела сломать мельницы при мосте и быки очистить, чтоб между ними был свободный проход по воде. По описанию Рубана в 1782 году мост находился в следующем виде: «Шестеро ворот каменных на конце моста у суконной фабрики с одной стороны, а с другой у Камер-коллежского винного двора». Они стояли с трех сторон: одни прямо против Каменного моста и Косьмодемьянской улицы с двумя проездами, другие направо к Берсеневке, также с двумя проездами. Собственно, ворот было только трое, но проездов сквозь них было шесть. Со времени своего существования Каменный мост неоднократно был исправлен, так что впоследствии первобытный вид его изменен.
В 1783 году от весеннего напора воды мост сильно был поврежден. Для его исправления был учрежден особый департамент под ведомством графа Чернышева. И не нашли другого решения, как отвести воды Москвы-реки с помощью канала, для того чтоб открыть фундамент моста. А правый берег от канала до моста укрепить обрубами. Со смертью графа Чернышева этот план не был приведен в исполнение. Однако частично этим планом воспользовался новый главнокомандующий Москвы граф Брюс. С моста окончательно были сняты все лавочки, перила сделанные из камня были укреплены, и в 1785 году был прорыт Водоотводный канал. Канал проходит почти в одинаковом направлении с Москвй-рекой. Он начинается выше Каменного моста, проходя мимо Болотной площади и позади Садовников.
В 1788 году Каменный мост снова был поврежден от наводнения, его реконструкция продлилась до 1792 года, тогда же мост поступил в ведение Казенной палаты. В 1804 году мост потребовал новых починок. На эти работы было ассигновано 111 164 рублей. Работы начались в 1809 и закончились перед 1812 годом. Но при всех перестройках основа моста осталась все-таки первоначальной. Длиной 70 и шириною 11 сажень (149 и 23 метра), мост был построен в виде дуги на шести арках, или столбах, больших и двух меньших, которые потом были заложены. К ним примыкали с восточной стороны полукруглые, а с западной угловатые упоры, или отводные быки из дикого камня. Глубокий и твердый фундамент, добросовестная кладка и толстые железные связи обеспечили его существование.
В прежнем быту Каменный мост служил не только путем для проезжих, но насущным пристанищем для нищих, калек, певцов Лазаря, торговцев, сводников и вообще гулящих людей, каких было множество в древней столице.
Еще в царствование императрицы Елизаветы Петровны, через него водили из Сыскного приказа «языков», которые оговаривали встречных. Под девятой клеткой моста, на левой стороне, бывало сборище воров, которые здесь грабили и убивали, ограбленных бросали в реку (упоминается в делах Сыскного приказа).
В таком виде мост просуществовал до начала правления Александр II. Выпадавшие кирпичи из сводов в арках дали повод для опасений, что свод может рухнуть, да и сам подъем на мост казался уже крутым по отношению к прилегающим уличным мостовым. Решено было его сломать, и выстроить новый значительно легче прежнего. Потребовалась много усилий и расходов, чтоб сломать двухвековый памятник. Московские жители с любопытством собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитался как один из диковинок не только Москвы, а и всей России. Новый мост был сооружен на трех чугунных арках и на двух каменных быках, с чугунными перилами. Строителем его был инженер, полковник Танненберг. Новый мост уже не представлял диковинки. Он был освящен и открыт для езды в 1859 году.
В 1938 примерно на том же месте был построен современный мост (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Длина моста с подъездами 487 метров, ширина 40 метров.

55°44′48″ с. ш. 37°36′44″ в. д. H G Я O Область применения автомобильный, пешеходный Пересекает Москва (река) Место расположения Москва Конструкция Тип конструкции арочный Основной пролёт 105 м Общая длина 487 м Ширина моста 40 м Эксплуатация Открытие Большой Каменный мост на Викискладе
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 771510260500005 (ЕГРОКН)
объект № 7735352000 (БД Викигида)

Всехсвятский мост в конце XVII в., рисунок А.Васнецова

Фрагмент гравюры Бликланда-Пикара: мост у Всехсвятских ворот. Видна мельница, пристроенная к быку

Большой каменный мост ок. 1800 г., картина Ф. Алексеева

Г.Лари. Вид Каменного Моста в Москве с деревянным мостиком у Водовзводной башни. Начало XIX века.

Большо́й Ка́менный мост - один из мостов через Москву-реку . Соединяет Боровицкую площадь , улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове , пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту .

Всехсвятский мост

На месте позднейшего моста, видимо, от самого начала Москвы существовал брод, через который шла дорога из Рязани на Новгород через Волок Ламский , известная как Волоцкая . Затем был устроен наплавной («живой») мост, разводившийся для пропуска судов . Против моста в конце XVI в. были устроены Всехсвятские (Водяные) ворота Белого города , названные так по стоявшей неподалёку (близ современного храма Христа Спасителя) церкви Всех Святых, что на рву. В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку у Всехсвятских ворот. После смерти царя и мастера строительство прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Оно было возобновлено и завершено в -1687 годах по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом старцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского . Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку , у Троицкой башни Кремля). Со временем за мостом утвердилось современное название. Мост находился, однако, не точно на месте современного: он начинался у подножия современного Дома на набережной (красная линия которого соотнесена с линией старого моста) и вёл к месту, где теперь выходит к реке улица Ленивка (в те времена она представляла собой проезд к Всехсвятским воротам).

Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м. Перед мостом на замоскворецкой стороне была устроена предмостная башня - Шестивратная, имевшая, как показывает название, шесть воротных проёмов (фактически трое двойных ворот), а также несколько пирамидальных ярусов, соотнесённых с ярусами Боровицкой башни Кремля, и два венчающих шатра, увенчанных двуглавыми орлами.

Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!» (о ценности и дороговизне чего-либо). В XIX веке в Нижегородской губернии также была записана поговорка: «Каменного моста лучше!» Вообще, по свидетельству историка Москвы И. М. Снегирёва , ещё заставшего старый мост, он «почитался одною из столичных диковинок, наравне с Иваном Великим, Сухаревой башней, Царь-колоколом, Царь-пушкою».

Поскольку мост был раза в 3-4 шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон. В петровские времена на мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак под названием «Заверняйка». В Шестивратной башне помещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличённых в корчемстве (тайном изготовлении вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино и пиво; из галерей деревянный сход вёл на набережную, к так называемому Царицынскому лугу и к Берсеневке. Под самым мостом был пивной ледник. У отводных быков были пристроены водяные мукомольные мельницы с плотинами и отводными воротами; мельники жили тут же, в Шестивратной башне.

Под мостом собирались разного рода «воры» и «лихие люди», причём особенно дурной славой пользовался один из пролётов на левом берегу - «девятая клетка». Мимо неё с наступлением вечера москвичи старались не ходить.

В 1731 году по указу Анны Иоанновны были снесены мельницы и расчищены быки моста. В весеннее наводнение 1783 г. мост сильно пострадал: как докладывал Екатерине московский главнокомандующий граф Чернышев: «Обвалились три арки моста… и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 рублей. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся» . В августе 1786 г. мост вновь пострадал от наводнения. Ввиду этого, по приказу нового главнокомандующего графа Брюса мост был отремонтирован и реконструирован. В ходе реконструкции, продолжавшейся до 1792 года и стоившей 213 000 рублей, мост был укреплён, лавки снесены, Шестивратная башня разобрана, по бокам устроены перила.

В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Снос был выполнен с большим трудом, ввиду прочности кладки, которую пришлось взрывать. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! - пишет И. М. Снегирёв, бывший свидетелем его разрушения. - Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».

Большой Каменный мост - мост через Москву-реку, соединяющий Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове.

Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые - 42,5 м, ширина 40 м.

С Большого каменного моста открываются замечательные виды на , .

Ближайшие станции метро: Полянка, Боровицкая, Третьяковская.

Решетка Большого каменного моста украшена символикой СССР раннего периода. Так, на гербе можно разглядеть Монумент советской конституции, который находился на Тверской площади напротив здания Мэрии Москвы в 1918-1941 годах.

Историческая справка

Современный мост был построен в 1938 г. и установлен несколько ниже по течению реки (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Позже мост был перенесен к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему.

В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича было начато строительство моста через Москву реку мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером. Мост назвали Всехсвятским по находящимся рядом Всехсвятским воротам . После смерти царя и мастера строительство прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим.

Строительство возобновили в 1682 году и завершили в 1687, по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом стрцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку, у Троицкой башни Кремля). Со временем, за мостом утвердилось современное название.

На строительство моста были потрачены огромные средства. В то время даже возникла поговорка - « » (о ценности и дороговизне чего-либо). В XIX в. в Нижегородской губернии также была записана поговорка: «Каменного моста лучше!».

Со временем мост обветшал. В 1858 году на месте разобранного моста инженером Н. Н. Воскобойниковым по проекту инженера полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Речной пролёт был перекрыт арками. В качестве мостовой использованы лафетные плиты.

Видео

Изображения

Всехсвятский мост. Москва конца 17 века. Васнецов А.М., 1901 г. Ярославский художественный музей

Мосты Москвы сравнительно молоды по сравнению с мостами Европы, но их история ничуть не уступает истории зарубежных.
Сейчас я Вам расскажу про один из самых старых мостов Москвы, с которого открывается прекрасный вид на главные достопримечательности нашего города: Кремль, храм Христа Спасителя, Дом на набережной, Софийскую, Пречистенскую и Барсеневскую набережные.
Большой Каменный мост - это один из автомобильно-пешеходных мостов через Москву-реку. Он соединяет Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове, пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту.
Хотя название у моста «Большой Каменный», на самом деле этот мост металлический.
До построения Каменного моста на Москве – реке, были мосты так называемые «живые» (связаные между собой бревна клались на воду), деревянные, которые часто ломались весенним или осенним разливом вод. Такими издревле были: Москворецкий, Крымский, Дорогомиловский и Яузский. На месте современного Каменного моста, всегда был перевоз. О сооружении каменного моста задумались в XV веке в связи с ростом населения Замоскворечья, где расположились слободы стрельцов, и отрылась необходимость в «надежном» соединении города с главным пригородом.
В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку у Всехсвятских ворот. После смерти царя и мастера строительство было прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Оно было возобновлено и завершено в 1682-1687 годах по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом старцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный мост.
Мост находился не точно на месте современного: он начинался у подножия современного Дома на набережной.
Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м.
Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!»
Т.к. мост был раза в 3-4 шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон. В петровские времена на мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак под названием «Заверняйка». В Шестивратной башне помещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличенных в корчемстве (тайное изготовление вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино.
В весеннее наводнение 1783 г. мост сильно пострадал: как докладывал Екатерине московский главнокомандующий граф Чернышев: «Обвалились три арки моста…»
В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Снос был выполнен с большим трудом, ввиду прочности кладки, которую пришлось взрывать. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! - пишет Иван Михайлович Снегирев, бывший свидетелем его разрушения. - Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».
В 1858 году на месте разобранного моста инженером Н. Н. Воскобойниковым по проекту инженера полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Речной пролёт был перекрыт арками. В качестве мостовой использованы лафетные плиты.
На давно ставшей коллекционной редкостью советской купюре 1923 года в 10 000 рублей как раз изображен Большой Каменный мост, тот самый Старый Большой Каменный мост, строительство которого было начато еще в 1643 году в правление первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича.
А в 1938 году несколько ниже по течению реки был построен современный мост (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Мост был перенесен к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему. Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые - 42,5 м, ширина 40 м. Перилами служат чугунные литые решетки с изображением советского герба Москвы.
Окружают Большой Каменный мост Патриарший мост, с которого Дмитрий Анатольевич Медведев говорил свое новогоднее обращение и Большой Москворецкий мост. Ближайшая станция метро «Боровицкая».
Интересный факт, что длинный пандус моста скрывает технические помещения, где расположен гараж кремлевской службы охраны, который возник там еще в эпоху Сталина.
Из-за строительства нового моста был перенесен дом, который аккуратно на рельсах сместили со своего места. Об этом событии Агния Барто написала стихотворение «Дом переехал». И мало кто знает, что это стихотворение посвящено реальному событию - передвижению дома № 5/6 по улице Серафимовича в Москве, который мешал строительству Большого Каменного моста в 1937 году.
Возле Каменного моста,
Где течет Москва-река,
Возле Каменного моста
Стала улица узка.

Там на улице заторы,
Там волнуются шоферы.
- Ох,- вздыхает постовой,
Дом мешает угловой!

Сёма долго не был дома -
Отдыхал в Артеке Сёма,
А потом он сел в вагон,
И в Москву вернулся он.

Вот знакомый поворот -
Но ни дома, ни ворот!
И стоит в испуге Сёма
И глаза руками трет.

Дом стоял
На этом месте!
Он пропал
С жильцами вместе!

Где четвертый номер дома?
Он был виден за версту! -
Говорит тревожно Сёма
Постовому на мосту.-

Возвратился я из Крыма,
Мне домой необходимо!
Где высокий серый дом?
У меня там мама в нем!

Постовой ответил Сёме:
- Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме
В переулок отвезти.

Поищите за углом
И найдете этот дом.

Особенностью этого передвижения была необходимость подъема здания (вес 7500 тонн) на высоту 1,87 м. Тем не менее передвижка происходила без отселения жильцов.
Сёма шепчет со слезами:
- Может, я сошел с ума?
Вы мне, кажется, сказали,
Будто движутся дома?

Сёма бросился к соседям,
А соседи говорят:
- Мы все время, Сёма, едем,
Едем десять дней подряд.

Тихо едут стены эти,
И не бьются зеркала,
Едут вазочки в буфете,
Лампа в комнате цела.

Ой,- обрадовался
Сёма,-
Значит, можно ехать
Дома?...

Как видите, это стихотворение шуточно отображает историю переезда дома. Он и сейчас стоит там в своем первоначальном виде.
Теперь Вы многое узнали про Большой Каменный мост, и если Вы будете там проходить в следующий раз, то вспомните его историю и его легенды.