Горы соловецких островов. Диджей на сельских танцах Секирная гора лестница

Секирная гора (Соловки, Россия) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

73-метровый холм, называемый Чудовой или Секирной горой, - самая высокая точка Соловецкого архипелага. Рассказывают, будто на ней два «светлых юноши» высекли розгами злобную рыбачку, нарушавшую своей руганью покой Германа и Савватия, первых отшельников острова. По другой версии, на склонах секирами (то есть топорами) рубили деревья для монастырских построек. В середине 19 века здесь возвели церковь с маяком под куполом и Свято-Вознесенский скит , но наше время наполнило название новым чудовищным смыслом.

Немного истории

Администрация СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) устроила на горе СТОН (Соловецкую тюрьму особого назначения), штрафную зону для провинившихся узников. Помещение церкви служило изолятором, то есть карцером, в лютые морозы в нем запирали на ночь особо непокорных, отобрав даже одежду. Заключенные грелись, складывая сами себя в штабеля на голом полу, немногие выживали после нескольких суток такого наказания. Расстрелы на «Секирке» были рутинным делом, для разнообразия некоторых зэков привязывали к бревну и сбрасывали с высокой лестницы, ведущей по крутому склону к берегу Сосновой губы.

Что посмотреть

Ныне возрожден Вознесенский скит, у подножия Секирной горы установлен высокий поклонный крест цвета запекшейся крови в память о безымянных мучениках. Рядом добровольцы-поисковики обнаружили целое кладбище из братских могил, в каждой лежат десятки скелетов, сваленных кучей и едва присыпанных каменистой землей.

Восстановлена та самая лестница из 300 ступеней, служившая орудием казни для более чем 7000 человек. В боковом приделе церкви Вознесения Господня на вершине холма организован небольшой музей СТОНа, посетители выходят оттуда в слезах, шокированные увиденным и услышанным от экскурсоводов.

Экспозиция включает и фотографии Максима Горького, побывавшего здесь после невероятного побега нескольких заключенных, сумевших добраться до Европы и рассказать об ужасах Соловков. Пролетарский писатель засвидетельствовал перед мировой общественностью, что все это ложь.

Практическая информация

Местоположение: о. Большой Соловецкий, ур. Гора Секирная. Координаты GPS: 65.104156, 35.585294. Веб-сайт .

Как добраться: пешком или на экскурсионном автобусе из пос. Соловецкий (11 км).

На многих островах Соловецкого архипелага встречаются холмы различной высоты. Секирная гора – самая высокая гора на Большом Соловецком острове, высота её составляет около 80 метров. Секирная гора была названа так в память об ангелах, которые высекли жену рыбака. Согласно преданию, в давние времена, когда на острове жили преподобные Савватий и Герман, летом у подножия горы жили рыболовы с семьями.

Рыболовы всячески оскорбляли преподобных и хотели изгнать их с Соловецкого острова. Но случилось чудо – явились ангелы в образе юношей, они высекли прутьями жену рыбака и изгнали её с горы, говоря при этом, что остров предназначен для иноков. После этого случая рыбаки покинули остров и стали относиться к преподобным с уважением.

В XIX веке у подножия Секирной горы был поставлен большой камень с надписью, рассказывающей об этой истории. На горе был устроен Свято-Вознесенский монастырский скит. Центром скита стала каменная церковь, строительство которой было завершено в 1862 году. Храм был освящён в честь Вознесения Господня. В верхнем ярусе храма расположена колокольня, с южной стороны небольшая галерея соединяет церковь с деревянным братским корпусом, в котором частично сохранилась внутренняя планировка и печи.

Свято-Вознесенский скит на Секирной горе был полностью обустроен и обжит, рядом с келейным братским корпусом стояли хозяйственные постройки. До наших дней сохранились валунная баня на склоне горы и колодец. На склонах горы были выложены каменные дорожки, построены лестницы, возделаны огороды.

Подъём на Секирную гору идёт по плавно изгибающейся дороге, а с западной стороны есть крутая лестница. Поднимаясь в гору по дороге, видим постепенно вырастающий перед нами на вершине горы храм. Рядом, в братском корпусе, есть мастерская по обработке дерева. Здесь лежат деревянные заготовки, инструменты, вырезанные рамы и готовые ажурные цветы из дерева, вкусно пахнет свежей стружкой.

Над колокольней Свято-Вознесенской церкви в 1862 году был устроен маяк, свет которого помогал всем мореходам, это единственная церковь-маяк в России. Верхний храм Вознесения Господня – летний, неотапливаемый, поэтому его стены не были расписаны. Нижний храм был освящён в память о чуде Архистратига Михаила в Хонех, его росписи восстановлены в 2005-2006 годах.

В период Соловецкого лагеря особого назначения на Секирной горе был штрафной изолятор, у подножия горы производили массовые расстрелы заключённых. Секирная гора стала одним из страшных мест на Соловках, где люди испытывали безмерные страдания и принимали смерть. У подножия горы в память погибших установлен Поклонный крест.

Перед храмом расположена смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на северо-западную часть Большого Соловецкого острова. Панорама лесов и озёр завораживает взгляд. Спускаемся с Секирной горы по крутой высокой деревянной лестнице в 294 ступени, которая тоже была недавно отреставрирована.

Татьяна Петровна мечтала о Соловках давно.
Так хотелось ей приехать сюда, на север, на Белое море, хотелось увидеть Соловецкий монастырь, побывать на литургии, подышать этим воздухом и походить по этой горькой и святой земле на краю света.
Она решила идти на Соловки теплоходом, пусть дороже, чем поездом до Кеми и потом паромом до архипелага, но зато на водном пути будут озёра - Ладожское, Онежское, огромное, как море, Рыбинское водохранилище, будут каналы и особенно Беломорско-Балтийский канал, он же Беломорканал... да что говорить, как в известной песне - "ведь пароходы - совсем не то, что поезда".

Здание Северного речного вокзала Москвы, похожее на большой, белый корабль, оставалось всё дальше, по радио передавали бодрую музыку, а на душе Татьяны Петровны скребли кошки, ей было тоскливо и неспокойно - как там Юрочка, её муж, ведь только две недели прошло, как его выписали из больницы. Инфаркт был небольшой, мелкоочаговый, как сказали врачи, и всё, слава Богу, обошлось, но собирались ехать на Соловки вместе и путёвки купили заранее, подешевле, и вот как получилось.
Когда после недели реанимации мужа перевели в отделение, Татьяна Петровна немного успокоилась, но поняла, что на Соловки поедет одна - теплоход будет идти через огромные водные пространства, мимо лесных берегов, где на сотни километров никого, ни души, и даже сотовая связь не работает, поэтому не может она рисковать здоровьем мужа. А он, узнав её мнение, согласился.
Татьяна Петровна предложила вторую путёвку давней школьной подруге Любочке, и та вроде бы пообещала ехать, но в последний момент отказалась, отказалась и дочка с внучкой.

"Внучка понятно, у неё выпускные экзамены в школе, дочке присмотреть надо за ней и за отцом, а вот Любаша могла бы поехать, могла", - Татьяна Петровна горестно вздохнула от того, что поссорилась и не помирилась с любимой подругой перед отъездом, от того, что не успела сходить в церковь и поставить свечи Николаю Угоднику, покровителю всех странствующих и путешествующих, не подала записки, не помолилась на литургии... но главное, что оставила мужа после инфаркта.

Тяжело заныло, защемило сердце, Татьяна Петровна достала из сумочки валидол, положила под язык, постояла, стараясь дышать как учила её симпатичная докторша из районной поликлиники, и, немного успокоившись, пошла на корму, где ветер был поменьше, и где обычно, верные кораблю, летят, провожают и летят чайки.

И вот позади канал имени Москвы, Волго-Балтийский канал, Ладожское, Онежское озеро, реки, водохранилища и шлюзы, шлюзы, шлюзы, одни из которых поднимали на несколько метров, иной раз на семнадцать, другие опускали в тёмную, бетонную бездну, остался позади и суровый Беломорканал.

На глазах лиственные леса на берегу менялись на хвойные, появились выразительные ледниковые валуны, огромные камни и "танцующие", тоненькие, чахлые карельские берёзки, похолодало.
Наступили белые ночи, такие, казалось бы, знакомые по книгам, фильмам, и такие в действительности неожиданные - светло, как днём, было и в час, и в три, и в пять утра... то есть ночь пропала.
Наконец, появился берег острова и известные очертания Соловецкого монастыря, неповторимые в своей ясной и строгой красоте.

В первый день была обстоятельная экскурсия по монастырю, живописно расположенному между Святым озером и бухтой Благополучия, а во второй день, в раннее воскресное утро Татьяна Петровна пошла на литургию в храм, которая завершилась Крестным ходом вокруг высоких, массивных монастырских стен, сооруженных из огромных камней-валунов, размер которых достигал пяти метров.
Отдохнув немного, во второй половине дня, Татьяна Петровна отправилась на Секирную гору Свято-Вознесенского скита.

Автобус, куда села Татьяна Петровна и ещё человек двадцать туристов, был небольшой и старый, ехать предстояло около получаса по лесной дороге.
Молодой водитель ехал быстро, посмотреть в окна не было никакой возможности настолько сильной была тряска.
Татьяна Петровна двумя руками держалась за сиденье, однако, так подскакивала на кочках и ухабах, что ей казалось - вот сейчас непременно выскочит, порвав связки, какой-нибудь позвонок.
Она вздохнула с облегчением, когда вышла из автобуса.
Перед ней на высокой, заросшей хвойным лесом горе стоял белый, каменный храм, видимый отовсюду.

Венчает Свято-Вознесенский храм башенка с большим Крестом на крыше, в башне установлен самый высокий на Беломорье маяк, его свет виден с расстояния до шестидесяти километров, - услышала Татьяна Петровна голос молодого экскурсовода, - свет, идущий от Креста и указывающий странникам верный путь к Соловецкой обители, приобретал для них особое, символическое значение.

Туристы направилась вверх по широкой, грунтовой, круговой дороге, проложенной по склону Секирной горы и ведущей к вершине, где стоял храм.
Татьяна Петровна начала отставать от группы, наверное, сказалась усталость, всё-таки утром она отстояла всю воскресную службу и потом прошла со священнослужителями и многочисленными прихожанами Крестный ход.
Она шла не спеша, останавливалась, оглядывалась по сторонам, рассматривала разросшиеся кусты можжевельника, черники, кустики брусники, цветущие нежными, крохотными, розовыми соцветиями, мох между сосен и елей, изредка встречались хрупкие берёзки и осинки с зеленовато-серыми стволами, и никаких, никаких цветов.
Она вышла на площадку, где был установлен высокий, деревянный Крест.
Туристы стояли, окружив экскурсовода:

У северо-западного склона горы 21 августа 1992 года монастырём был воздвигнут Поклонный Крест в честь новомучеников Соловецких, освящённый Святейшим Патриархом Алексием II, - рассказывал экскурсовод. - Во времена концлагеря здесь располагалось IV отделение СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения - штрафной изолятор. В 30-е годы бытовала пословица: «Вся Россия боится Соловков, а все Соловки боятся Секирной горы». Сюда высылали не отбывать наказание, а умирать, и методы были самыми изощрёнными.

Группа повернула вправо по извилистой, лесной дороге к вершине, к храму, а слева Татьяна Петровна увидела старые, деревянные ступеньки, спускающиеся куда-то.
"Почему не пошли сюда? Куда ведут эти ступеньки?"
Она подошла, посмотрела вниз, сделала шаг, ещё и начала осторожно спускаться по шатким ступенькам, которых было не так много.

Солнечный свет плохо проникал сюда, в низину.
Сосенки, ели, тёмный мох и глухая, почти абсолютная тишина, и невысокие деревянные кресты, вокруг которых овальные, плавные углубления.
Татьяна Петровна приблизилась.
К каждому кресту была привязана фанерная табличка с надписью:
"Здесь похоронено девять человек", "Здесь похоронено пять человек", "Здесь похоронен один человек"...
"Так вот почему образовались эти углубления - просели могилы", - подумала с горечью Татьяна Петровна.

На вершине горы она догнала свою группу, туристы вышли из Свято-Вознесенского храма и остановились рядом с деревянной лестницей, круто спускающейся с горы.

Секирная гора, Свято-Вознесенский скит, - объяснял экскурсовод, - на вершине горы стоит храм-маяк. Храм двухэтажный. На первом этаже - в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех. На втором этаже - Вознесения Господня.
В лагерное время здесь размещался штрафной изолятор для мужчин. Долго здесь не выдерживали - столь нечеловеческие, изощрённые пытки и издевательства практиковались. Людей раздетыми выгоняли на мороз, летом выставляли "на комары" и многое другое, о чём даже говорить страшно.
На Секирную гору ведёт лестница из трёхсот ступенек.
В прежние времена богомольцы старались обязательно по этой лестнице подняться, считая, что, сколько ступенек пройдёшь, столько грехов снимется.
В концлагере лестнице придумали своё применение, её использовали как способ страшной казни - человека привязывали к бревну и сбрасывали вниз.
Мы будем спускаться, будьте осторожны.
- А вы, - экскурсовод обратился к Татьяне Петровне, - не отставайте.
- Я только в храм зайду.

Она смотрела на невероятно крутую и длинную деревянную лестницу с узкими ступеньками и хрупкими перилами, где-то внизу мелькнула и исчезла женская фигура.
"Значит, я буду одна на лестнице", - подумала Татьяна Петровна.

Она спускалась осторожно, держась двумя руками за перила и ставя ноги не поперёк, а вдоль ступеньки - так, будто спускалась с горы на лыжах.
"Одна, две, три... семьдесят... сто девять... сто пятнадцать..." - больше она не считала, не могла, закружилась голова, страшно было посмотреть и вверх и вниз.

"Рассказывали, что каждая ступенька - это прощённый грех, глупости какие, если бы так было... если бы всё было так просто," - она почувствовала тошноту и нарастающее головокружение.
"Господи, только бы не упасть, наверное, давление. Таблетку не смогу взять - надо руки оторвать от перил, сумку открыть... не смогу".

Она стояла посреди невозможно крутой лестницы, стояла закрыв глаза и слегка покачиваясь, её руки крепко держались за перила.
"Я не упаду... дома Юрочка после инфаркта... я так нужна ему... зачем я нагрубила Любаше... вот гора меня и не отпустит... и в церковь не сходила перед отъездом... как я могла..."

Её руки намертво вцепились в перила, трудно было дышать, усилилась тошнота, слабость в ногах, во всём теле... во всём теле... и вдруг откуда-то повеяло черёмухой.
"Не может быть, сейчас середина июня, у нас в начале мая черёмуха отцвела, хотя здесь север", - подумала она, с трудом приоткрыла глаза, и сквозь ресницы неожиданно увидела около лестницы тоненькое деревце черёмухи с белыми, душистыми соцветиями, которые только распустились.

Её рука невольно отпустила лестницу и потянулась за черемухой:
"Одну маленькую веточку... приколю как брошку".
И стало, стало так легко и просторно, так свободно и радостно, она летела, летела, оставляя облака, радуги, дожди и снегопады, осенние листья, первые заморозки, и молодой Юрочка, улыбаясь, шёл навстречу.

Она очнулась на площадке, на склоне Секирной горы, с одной стороны которой закончилась лестница в триста ступенек, а с другой начинался пологий, широкий, грунтовый спуск. Перед ней стоял высокий, деревянный Поклонный Крест - не тот, который она видела при подъёме недалеко от могил, а совершенно другой, у основания которого, на груде камней, стояла икона Николая-Чудотворца.

"Отпустила", - выдохнула Татьяна Петровна и посмотрела на гору.
Она быстро спустилась по покатому спуску и оказалась на проезжей дороге - никого, можно было пойти в любую сторону, но она, не задумываясь, пошла направо.

Около автобуса, оживлённо переговариваясь, стояли туристы, увидев её, они спокойно, не спросив ни о чём, словно её не было две-три минуты, сели в автобус.
Татьяна Петровна заняла прежнее место, автобус тронулся, и вдруг она почувствовала, что села на какой-то предмет, привстала, посмотрела.
На сиденье лежала веточка цветущей черемухи.

Самым высоким местом на Большом Соловецком острове является Секирная гора. Её высота 73,5 метра. В ясную погоду с неё открывается чудесный вид на северную сторону Большого Соловецкого острова.

Историки утверждают, что первые жители Соловков иноки Савватий и Герман, прибывшие на остров с Валаама в 1429 году, поселились именно здесь.

Почему же гора называется Секирной?
Большинство людей даже не задумываются: конечно, мол, потому что в 20-30-е годы прошлого века здесь находился штрафной изолятор.
Но это не так, однако: Секирной гора звалась задолго до тех печальных лет.
И другое её название – Чудова гора.

Одна из версий происхождения названия начертана на камне у подножия горы:
«На Чудову гору вход женскому полу возбранён по тому случаю, когда Преподобный Савватий и Герман жили на сем месте, рыболовы прлживая летом с женами под горою оскорбляли Преподобных, чтобы изгнать их из Острова. Перст Божий явил чудо. Ангелы в виде двух светозарных юношей изгнали рыболова жену прутьями из Горы: на крик ея пришел Препод. Савватий, коему жена сказала, что Ангелы, изгоняя её, говорили: Сей остров предназначен Богом для Иноков. Это чудо заставило рыболовов оставить Остров и благоговеть к Преподобным. А женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху Л.А. 1857».


С тех пор, дескать, и прозвали гору: одни – Чудовой, другие – Секирной.
Кстати, скептики предполагают, что это вовсе не ангелы женщину высекли, а сами иноки. Тем не менее, в течение продолжительного времени женщинам на гору нельзя было подниматься.

Есть и другая версия, почему эта гора зовётся Секирной, она намного прозаичнее: просто-напросто на горе рубили лес для строительства - секли секирой.


Экскурсия на Секирную гору состоялась в последний день нашего пребывания на Соловках, и выдался этот день ясным, солнечным.

От Гостевого дома до Секирки всего 11 километров, но автобус шёл почти час: уж больно плохая туда дорога.
Приятно удивил водитель нашего автобуса, он ни за что не хотел брать девушку, которой не хватило места, и она согласна была ехать стоя. Наотрез отказался – нельзя, мол, по правилам безопасности.
Пришлось организаторам вызывать ещё один, в который пересели ещё несколько человек из другого автобуса – может быть, им тоже места не хватило?..


Дорога вилась по лесу - густому, красивому. Но снимать во время езды никакой возможности не было...
Наконец автобусы остановились у подножия горы, и мы стали подниматься наверх по пологой тропинке...


А можно было и по такой подняться.


На горе в XIX веке был основан Свято-Вознесенский скит. Вот он показан на карте, как и весь наш экскурсионный путь.


Валунная баня, указанная на карте под номером 3.


Небольшое картофельное поле...


Остановились у стендов, рассказывающих об истории Секирной горы, печально известной современникам, прежде всего, своим штрафным изолятором, который существовал здесь в "лагерные годы". Очевидцы рассказывают, что это была тюрьма в тюрьме с невыносимыми для людей условиями проживания. И мало кто выбирался отсюда живым.

Подробности выживания здесь проштрафившихся заключённых рассказывать не буду - в интернете множество эмоциональных историй.
Потому что без эмоций пересказывать невозможно...


Свято-Вознесенский скит получил официальный статус в 1861 году с возведением Воскресенской церкви.
Позже при церкви было построено деревянное двухэтажное здание для братии и паломников, которые занимались земледелием и огородничеством.


В 1992 году в скиту возобновилась религиозная жизнь.



В боковом приделе храма открылся музей штрафного изолятора.
Рядом стоит Поклонный крест в честь новомучеников соловецких.


Одноглавая церковь на вершине горы была построена по проекту архангельского архитектора А.П. Шахларева.


Церковь уникальна тем, что над её куполом установлен маяк.
Первоначально источником его света служили керосиновые лампы, освещавшие пространство в 49 километров.


Еще в далеком 2002 году русские ученые подтвердили возможность искусственного происхождения Секирной горы – той, что расположена на Соловецком архипелаге.

Хотя в основе возвышения – ледниковые отложения, есть все основания полагать, что сверху оно действительно дополнено насыпями искусственного происхождения, то есть все это – дело рук человеческих.

Про холмы и холмики

Ни для кого не секрет, что на многочисленных островах и островках Соловецкого архипелага встречаются холмы и горы абсолютно различной высоты. Так вот, Секирная гора – пожалуй, самая высокая гора на всем Большом Соловецком острове. Есть у этой горы и другое, более благозвучное название – Чудова гора.

Все же вернемся к более устоявшемуся названию – Секирная. Так вот, названа она была в память об ангелах. Суть мифа в том, что когда-то ангелы, спустившись с небес, высекли жену рыбака, жену помора. По преданию, преподобные Савватий и Герман жили да поживали возле этой, по-видимому, еще безымянной горы.

Летом к подножию приплывали рыбаки с женами. Мужья, как и полагается, рыбу ловили, ну а жены траву косили, да хозяйство вели. За что невзлюбили поморы преподобных Савватия и Германа, история умалчивает. Вот только разгорелся конфликт между ними да рыбаками. Повторюсь, что дело было в давние времена и, как это часто бывает в мифах любого народа, в ситуацию вмешались силы небесные – в нашем случае ангелы в образе белокурых юношей.

Последние взяли да высекли прутьями одну из жен рыбаков, да велели сматывать удочки по добру да по здорову. И что, мол, остров этот с горой в придачу принадлежит инокам для молитв… Спорить с ангелами не представлялось возможным, вот и покинули рыбаки остров этот и впредь уважительно стали относиться к преподобным.

Древние люди постарались

Вот тут-то и возникают вопросы, связанные с названием этой горы. Судя по легенде, название «Секирная» якобы происходит не от слова «сечь», а от «секира» – названия средневекового боевого топора. Выходит, что ангелы должны были засечь насмерть жену помора не вицами, а боевыми секирами. Как-то жестко получается, тем более для ангелов.

Известно, острова Соловецкого архипелага плоские, словно отутюженные ледником. Высокие горы на них смотрятся как-то странно, будто это искусственные образования. На Большом Соловецком острове гора Секирная (или Секирка) – самая высокая, ее высота почти сто метров. Откуда ей взяться на этом своего рода плато?

Отметим, что огромные песчано-каменные насыпи Соловецких гор впервые описали краеведы в 30-х годах прошлого века. Но ученые тогда не смогли объяснить, откуда на плоских островах могла появиться такая высокая гора. Предположили, что Секирка частично создана ледником и частично является пирамидой из валунов, которую построили несколько тысячелетий назад древние люди, населявшие берега Ледовитого океана и Белого моря.

В 2002 году российские ученые подтвердили возможность искусственного происхождения Секирной горы. Хотя в основе возвышения – ледниковые отложения, и есть основания полагать, что сверху оно действительно дополнено насыпями искусственного происхождения.

Соловьи не поют на Соловках

Конечно, возникает вопрос: если древняя соловецкая гора – пирамида, откуда у нее исконно русское название? Да и зачем монахам нужна была такая странная легенда об ангелах? На самом деле, есть сомнения в том, что название горы изначально было славянским. Ведь и слово «Соловки» хоть и созвучно с «соловьями», не имеет к ним никакого отношения – соловьи за Полярным кругом никогда не водились.

Ну, а легенду об ангелах монахи использовали как доказательство того, что Соловецкий остров должен принадлежать монастырю, а не коренным жителям. К тому же, археологи подтвердили, что Соловецкий архипелаг еще за тысячи лет до прихода первых монахов принадлежал жителям Беломорья. Новгородцы называли эти беломорские племена «чудью», а укоренившихся местные ненцев – «сикиртя».

Скирда из мха

Упоминание о народе сикитря встречается в «Повести временных лет». В переводе с древнего языка «схрт» или «скрд» – это искусственная насыпь вытянутой формы. В слове «скирда» тот же корень. Скирда – искусственная копна из сена вытянутой формы. Но скирда может быть не только из сена, поэтому возникла версия, что «схрт» – это форма примитивного насыпного доисторического жилища, наподобие гигантской скирды из травы, мха и веток, в котором жили наши древние предки.

Та же древняя корневая основа «скрт» и в слове «скрыть». Ведь основная функция жилища – скрыться от холода и диких зверей. Людей, которые жили в таких примитивных жилищах, называли скитниками, а на Севере – сикиртя.

Первые летописные сведения новгородцев о доненецком пещерном населении севера (ненцы пришли на территорию печорской тундры из-за Уральского хребта лишь в 13–14 веках) подтверждают, что жившие там племена не знали железа и обитали в пещерах.

Пещерные люди

Но резонно возникает вопрос, что в плоской печорской тундре практически нет гор, в которых сегодня можно найти такие пещеры, да еще чтобы в них могли жить пещерные люди. Возможно такими «горами» древнего пещерного народа могли быть только искусственные насыпи-жилища – огромные дома-скирды из торфа и мха.

Только тогда становится понятно, почему спустя тысячу лет от них практически ничего не осталось – они превратились в обычные небольшие холмы среди ровного ландшафта тундры. Кстати, археологи периодически находят в тундре следы доненецкой цивилизации – бронзовые и каменные орудия, украшения.

Стоит сказать, что следы жилищ народа сикитря также остались. Ещё в 19 веке академик Лепехин писал: «вся самоедская земля в нынешнем Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некоего народа. Находят оные во многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделаны в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями подобным зверем. В сих пещерах находят печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки».

А что касается каменных насыпных гор, как Секирная, – то это уже не дома из торфа и мха для живых людей, а дома мертвых – пирамиды, сложенные из камней. Таким образом, каменные горы на Соловках – не что иное, как памятники древней цивилизации. Нашим исследователям предстоит большая работа по изучению истории, скрытой в земле.