Морские термины. Парус (классификация, детали и названия корабельных парусов) Большая цилиндрическая ложка для разрядки орудия

Аутригер - поплавок, крепящийся поперечными балками к корпусу парусного судна типа проа с подветренной стороны, или балансир-противовес, устанавливаемый таким же образом с наветренной стороны, служащие для обеспечения остойчивости и откренивания.

Ахтерштаг - трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту в продольном направлении с кормы.

Ахтерштевень - деталь конструкции судна с остроконечной (вельботной) кормой, на которой соединяются концы поясьев обшивки корпуса.

Бакштаг -1. Курс парусного судна, при котором ветер дует с кормы под углом 15-85° к ДП. - 2. Трос стоячего такелажа, раскрепляющая мачту с кормы под углом к ДП.

Баллер - ось руля, к которой крепятся перо руля и румпель.

Банка - поперечная доска, служащая подкреплением корпуса лодки, а также сиденьем.

Батокс - линии на проекции «бок» теоретического чертежа, получаемые сечением корпуса судна вертикальными плоскостями, параллельными ДП.

Бейдевинд - курс парусного судна, при котором ветер дует с носа под углом от 30° (крутой Б.) до 80° (полный Б.).

Бизань - парус на кормовой мачте (бизань-мачте).

Бимс - поперечная горизонтальная связь набора корпуса судна, служащая для поддержания настила палубы и воспринимающая поперечные нагрузки, сжимающие корпус с бортов.

Боут - упрочняющая парус накладка, пришиваемая в его углах.

Брасы - снасти, прикрепляемые к нокам реев и служащие для поворачивания прямого паруса в горизонтальной плоскости.

Брештук - треугольная горизонтальная кница, соединяющая в носу лодки привальные брусья и стрингера с форштевнем.

Брифок - прямой вспомогательный парус, устанавливаемый при попутном ветре на моторных и гребных судах.

Брюканец - кусок парусины, которым обвязывается мачта у пяртнерса для предотвращения проникновения воды в рубку.

Булинь - снасть для обтягивания задней шкаторины косого паруса либо наветренной боковой шкаторины прямого паруса.

Бушприт - выступающий с носа парусного судна горизонтальный или наклонный брус, служащий для вынесения вперед носовых парусов.

Ванта - снасть стоячего такелажа, которой мачта раскрепляется с бортов.

Вант-путенс - детали, посредством которых ванты крепятся к бортам или палубе.

Ватерлиния - проекция сечения корпуса судна горизонтальной плоскостью. Конструктивная В. задается поверхностью воды при расчетной нагрузке судна.

Виндсерфер - см. Парусная доска.

Галс .- 1. Положение парусного судна относительно ветра (правый галс - ветер дует в правый борт, левый галс - в левый). - 2. Оттяжка галсового угла паруса. - 3. Путь, проходимый парусным судном между поворотами при лавировке. Короткий галс с целью выйти на ветер или обойти препятствие называется контргалсом.

Галфвинд - курс парусного судна, при котором ветер дует под углом, примерно, 90° к его ДП.

Гафель - наклонное древко рангоута, поднимаемое вверх по мачте и служащее для крепления верхней шкаторины паруса.

Гик - рангоутное дерево, шарнирно крепящееся пяткой к мачте; служит для крепления нижней шкаторины косого паруса.

Горб паруса - задняя часть полотнища косого паруса, выступающая за линию между фаловым и шкотовым углами.

Грот - при косом вооружении парус, ставящийся передней шкаториной на грот-мачте.

Грота-фал - снасть бегучего такелажа, служащая для подъема грота.

Диаметральная плоскость (ДП) - продольная вертикальная плоскость, делящая корпус судна на две симметричные части.

Дирик-фал - снасть бегучего такелажа, при помощи которой поднимается и удерживается в нужном положении гафель.

Дифферент - угол продольного наклонения судна.

Дрейф - снос судна под влиянием ветра и течения.

Закладка - 1. При постройке малого судна - основной узел, собранный из киля, форштевня и ахтерштевня. - 2. Вытачка на парусе с целью придания ему требующейся формы (величины и расположения пуза).

Заход ветра - изменение направления ветра в сторону, противоположную курсу судна.

Каболка - нить, из которой свивается прядь троса.

Карленгс - продольная подпалубная балка, обеспечивающая вместе с бимсами жесткость палубы.

Катамаран - судно, состоящее из двух одинаковых корпусов, соединенных поперечной связью - мостиком.

Киль - основной продольный брус набора корпуса судна, устанавливаемый в ДП от форштевня до ахтерштевня или транца.

Киль плавниковый - вертикальная пластина, устанавливаемая под днищем в ДП для уменьшения дрейфа парусного судна под ветер.

Кили скуловые - разновидность плавникового киля; устанавливаются попарно на скулах; обеспечивают меньшую осадку, чем плавниковый, но уступают ему по эффективности.

Кильсон - продольная балка набора корпуса судна, которая устанавливается поверх шпангоутов и соединяется с килем сквозными болтами.

Кница - деталь набора, служащая для соединения связей корпуса.

Коуш - металлический ободок с желобом овальной, треугольной или круглой формы, который заделывается в огон для предохранения троса от перетирания.

Краспица - распорка, устанавливаемая между мачтой и ромбовантами.

Кренгельс - кольцо, свитое из прядей тонкого троса и заделанное в шкаторину паруса для крепления снастей - шкота, галса и т. д.

Лавировка - движение под парусами против ветра по ломаной линии галсами.

Левентик - нерабочее положение парусов, когда судно стоит против ветра.

Лик - кромка паруса.

Ликпаз - выемка в мачте или гике, в которую заводится шкаторина паруса с ликтросом.

Ликтрос - трос, пришитый к шкаторине (лику) паруса.

Малка - заданный теоретическим чертежом корпуса судна угол между плоскостью обшивки и примыкающей к ней поверхностью детали набора.

Мидель-шпангоут - поперечное сечение корпуса судна вертикальной плоскостью в средней части или в наиболее широком месте.

Набор судна - образующие скелет судна продольные и поперечные связи, задающие форму его корпуса, обеспечивающие прочность и жесткость конструкции.

Нок - внешний конец горизонтального или наклонного рангоутного дерева (гика, гафеля).

Обух - болт с кольцом.

Огон - петля, заплетаемая на снасти.

Основная линия (ОЛ) - линия теоретического чертежа судна, проходящая через нижнюю точку киля параллельно плоскости ватерлинии; от ОЛ отсчитываются высоты всех остальных линий теоретического чертежа.

Остойчивость - способность судна возвращаться в начальное положение - на ровный киль или с постоянным креном после прекращения действия внешних сил.

Пайол - съемный деревянный настил.

Парусная доска - спортивный снаряд для плавания под парусом, со» стоящий из плоского поплавка (доски) с шарнирно крепящейся к нему мачтой; стоя на доске и держась за гик - уишбом, спортсмен управляет П. Д. перемещением мачты с парусом и центра тяжести собственного тела.

Пиллерс - вертикальная стойка, поддерживающая бимс.

Плаз - ровная площадка (пол или щит), на которой вычерчивается в натуральную величину теоретический чертеж судна или размечаются паруса.

Плазовые ординаты - представляемые в табличной форме размеры, характеризующие положение (расстояние от ДП и ОЛ) точек пересечения Продольных линий теоретического чертежа со шпангоутами.

Планширь - доска или брус, накрывающие кромку борта беспалубной лодки или верхнюю кромку фальшборта.

Подлегарс - проходящая вдоль борта лодки связь, на которую опираются банки.

Привальный брус - прочный брус, устанавливаемый вдоль борта снаружи для защиты обшивки от ударов или (на лодках) внутри корпуса по верхним концам шпангоутов для усиления набора.

Проа - парусное судно, остойчивость которого обеспечивается аутригером.

Пузо паруса - выпуклость парусного полотнища, форма которой характеризуется отношением стрелки прогиба к хорде.

Пяртнерс - отверстие в палубе, банке, через которое проходит мачта.

Раксы - металлические кольца, которыми шкаторина паруса крепится к штагу.

Рангоут - общее название мачт, гиков, реев и прочих дерев на судне..

Резенкиль - брус, который ставится на киль внутри судна; к Р. крепятся флоры.

Реек - рангоутное дерево для растягивания паруса за углы.

Рей - рангоутное дерево, подвешиваемое за середину к мачте для растягивания шкаторины прямого паруса.

Риф-бант - полоса ткани, нашиваемая на парус параллельно нижней шкаторине для увеличения прочности полотнища в месте, где оно подвязывается к гику при взятии рифов.

Рифы взять - уменьшить площадь паруса при усилении ветра, подвязывая или накручивая на гик его нижнюю часть.

Риф-сезни - кончики, с помощью которых парус пришнуровывается к гику при взятии рифов.

Риф-штерты - короткие завязки для подвязывания нижней части паруса к гику при взятии рифов.

Румпель - рычаг, с помощью которого поворачивают руль.

Рыскать - отклоняться от курса из-за неквалифицированного управления или плохой устойчивости судна.

Стопор - устройство для удерживания выбранного втугую троса, например, шкота.

Стрингер - деталь продольного набора, брус, устанавливаемый вдоль бортов и днища. На скуле ставится скуловой С.

Такелаж бегучий - подвижные снасти парусного вооружения.

Такелаж стоячий - тросы, которыми раскрепляется рангоут.

Талреп - приспособление для обтягивания стоячего такелажа. Применяются главным образом винтовые Т. На парусных лодках и байдарках в качестве Т. используют проведенный в. несколько лопарей трос.

Теоретический чертеж - проекции сечений корпуса судна в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, задающие его форму. В совокупности с таблицей плазовых ординат служит основой для разметки деталей корпуса и обшивки.

Топ - верхняя часть мачты.

Топенант - снасть бегучего такелажа, служащая для поддержания но-ков гиков, рей и т. п.

Топтимберс - бортовая часть шпангоута, составленного из отдельных частей - футоксов.

Трамплин - мягкая палуба гоночных и легких туристских катамаранов, натягиваемая из ткани между балками поперечного мостика.

Транец - плоская кормовая оконечность корпуса судна.

Тримаран - судно, состоящее из среднего (главного) корпуса и прикрепленных к нему поперечными балками боковых поплавков, служащих для обеспечения остойчивости и уменьшения крена.

Увалить под ветер - изменить курс парусного судна на более полный.

Управляемость - быстрота реакции судна на перекладку руля.

Устойчивость на курсе - свойство судна сохранять направление своего движения.

Уишбом - гик в виде двух дуг, охватывающих парус. Получил распространение на парусных досках.

Фал - снасть бегучего такелажа для подъема парусов или реев.

Фалинь - привязанный в носу или на корме лодки трос для швартовки я буксировки.

Фаловая дощечка - жесткая пластина (обычно из фанеры), прикрепляемая в фаловом углу паруса для повышения его жесткости и прочности.

Фаловый угол паруса - верхний угол паруса, за который его поднимают фалом.

Фальшборт - рейка или металлический профиль, поставленный ребром вдоль края палубы для предохранения людей от соскальзывания за борт.

Фальшкиль - продольный брус, крепящийся снаружи корпуса к килю. На яхтах Ф. имеет значительную высоту и служит для противодействия дрейфу.

Фальшов - складка на парусе для упрочения полотнища.

Флор - поперечная связь днищевого набора, соединяющая части шпангоутной рамки и служащая для ее крепления к килю.

Флортимберс - днищевая часть составного шпангоута.

Фордевинд - курс парусного судна прямо по ветру.

Форпик - носовой отсек, выделенный таранной переборкой.

Форшпигель - носовой транец; применяется главным образом на небольших швертботах.

Форштевень - наклонный или криволинейный брус, образующий носовую оконечность судна; на Ф. крепятся носовые концы поясьев обшивки.

Футшток - шест с делениями для измерения небольших глубин.

Ходовой конец (лопарь) - конец снасти, за который ее выбирают.

Швартов - трос, используемый для швартовки.

Шверт - подъемный киль; различают кинжальные Ш., опускаемые вертикально, и откидные, вращающиеся на оси.

Швертбот - парусная лодка со швертом.

Швертовый колодец - устройство, в котором размещается шверт.

Швертталь - проведенный в несколько лопарей трос для подъема шверта.

Шверцы - шверты, навешиваемые с бортов.

Шкаторина - кромка паруса.

Шквал - внезапный сильный порыв ветра.

Шкот -1. Снасть бегучего такелажа, крепящаяся к ноку гика или рея и служащая для управления парусом. - 2. Снасть, ввязываемая в шкотовый угол косого паруса для растягивания его по гику.

Шкотовый угол - нижний задний угол паруса.

Шпангоут - деталь поперечного набора судна; на теоретическом чертеже - проекции поперечного сечения корпуса вертикальными плоскостями.

Шпринтов - реек, распирающий четырехугольный парус по диагонали.

Штаг - снасть стоячего такелажа, поддерживающая мачту спереди.

Штуртрос - гибкий трос, передающий усилие от органа управления на румпель или сектор на баллере руля.

Ял - мореходная гребно-парусная корабельная шлюпка; по числу весел называются «двойками», «четверками», «шестерками».

Яхта - в широком смысле - моторное или парусное судно для туризма; более узко - парусное судно для спорта или туризма, имеющее балластный фальшкиль.

Парусами называют соединенные полотнища парусины, которые воспринимают давление ветра и используют для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением корабля . Под парусностью понимают как общую площадь всех парусов, так и типы парусов, которые несет данное судно или шлюпка (латинские, прямые, штормовые и т. д.). Различают носовую парусность, та площадь парусов, которые находятся к носу от вертикальной оси вращения корабля , и кормовую - площадь парусов, которые располагаются в корме от этой оси. Эти термины применяют при исследовании воздействия, которое оказывают соответствующие паруса на рыскание и поворотливость корабля.

Классификация парусов

Паруса разделяют в зависимости от их формы и места крепления.
По форме различают прямоугольные, трапециевидные и треугольные паруса.
В зависимости от места крепления:

паруса верхний край, которых крепится на рее;
паруса одна из сторон, которых крепится на мачте;
паруса, у которых одна из сторон крепится на тросе.
Кроме этого, все паруса можно разделить на прямые и косые - первые ставят поперек, а вторые вдоль диаметральной плоскости судна. Косые паруса делят на латинские, гафельные, кливера и стаксели.

Прямые паруса

Прямые паруса имеют четырехугольную - прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к рею. Нижняя сторона, обычно несколько изогнута к верху, с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащему рею или палубе корабля. Прямые паруса легко крепить и ставить, несложно делить на меньшие. Они широко распространены, но лавировать судну с ними крайне неудобно, так как наименьший (эффективный) угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью носовой части судна равен примерно 67 градусов. Суда с такими парусами - пятимачтовое судно «Royal Clipper », четырехмачтовый барк «Крузенштерн» . В зависимости от рея, к которому прикреплен парус, различают: фок, фор-марсели (нижний и верхний), фор-брамсели (нижний и верхний), грот-брамсели (нижний и верхний) и грот-бом-брамсель; бизань, крюйсели (нижний и верхний), крюйс-брамсели (нижний и верхний) и крюйс-бом-брамсель. (рис. 1)

1 - фор-стеньга-стаксель; 2 - средний кливер; 3 - кливер; 4 - бом-кливер; 5 - фок; 6 - нижний фор-марсель; 7 - верхний фор-марсель; 8 - нижний фор - брамсель; 9 - верхний фор-брамсель; 10 - фор-бом-брамсель; 11 - фор-трюмсель; 12 - грот; 13 - нижний грот-брамсель; 14 - верхний грот-марсель; 15 - нижний грот-брамсель; 16 - верхний грот-брамсель; 17 - грот-бом-брамсель; 18 - грот-трюмсель; 19 - грот-мунсель (небольшой парус, который применялся на больших парусных судах); 20 - бизань; 21 - нижний крюйсель; 22 - верхний крюйсель; 23 - нижний крюйс-брамсель; 24 - верхний крюйс-брамсель; 25 - крюйс-бом-брамсель; 26 - крюйс-трюмсель; 27 - контр-бизань; 28 - фор-ундер-лисель; 29 - фор-марса-лисель; 30 - фор-брам-лисель; 31 - фор-бом-брам-лисель;

Прямые паруса раньше устанавливали и на блинда-стеньге (бом-блинда-бовен), а также на блинда- и бом-блинда-реях (блинд под бушпритом и бом-блинд под утлегарем). Особенностью их были сделанные два или три отверстия для стока воды, попадавшей на парус. Фок, грот и бизань называют нижними, или штормовыми парусами, остальные же - марсели, брамсели и бом-брамсели - верхними. (рис. 2)

комплект прямых парусов


I - обычный с одним марселем: 1- грот, 2 - марсель, 3 - брамсель, 4 - верхний брамсель;
II - с нижним и верхним марселями: 1 - грот, 2 - нижний марсель, 3 - верхний марсель, 4 - нижний марсель, 5 - верхний брамсель, 6 - бом-брамсель;

Латинские паруса

Латинские паруса это паруса треугольной формы, привязывают к рею длинной стороной; в диаметральной плоскости судна, по направлению к корме, их растягивают при помощи шкота. Латинские паруса относятся к косым. Они позволяют судну идти под углом 20 градусов относительно курса судна и направления ветра. Латинские паруса называют в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а именно: латинские фок, грот и бизань. Наибольший парус, применявшийся на галерах, назывался «bastardo», средний - «borda», самый меньший «marabotto». Каждый из парусов ставили в зависимости от силы ветра. При непогоде на «фортуна-рее» поднимали прямой - штормовой парус. До конца XVIII века на судах с прямыми парусами бизань-мачта несла латинскую бизань. Уже с середины XVIII века начали применять бизани двух форм: традиционной треугольной (так называемая бизань французского типа) и трапециевидной, закрепленной своей верхней стороной на рее, а передней, вертикальной, - на мачте (бизань английского типа). Бизань этой формы была похожа на гафельный парус - трисель. (рис. 3)

Гафельные паруса

Гафельные паруса имеют трапециевидную форму и разделяются на собственно гафельные паруса (трисели ), галф-топсели , люгерные или рейковые и шпринтовые . Трисель имеет форму неправильной трапеции, который своим верхним краем прикреплен к гафелю бизани, нижним краем к бизань-гику и вертикальной стороной к мачте или трисель-мачте. Галф-топсель - треугольный парус, который своей нижней стороной крепится к гафелю бизани, а вертикальной стороной - к стеньге. Трисели ставят на бизань-мачтах судов с прямыми парусами и на всех мачтах гафельной шхуны. На тендерах трисель и галф-топсель в настоящее время заменен одним треугольным парусом, вертикальная сторона которого ходит вдоль мачты по специальному пазу или погону, а нижняя крепится к гику. В Великобритании его назвали бермудским.

Люгерные или рейковые паруса представляют собой разновидность гафельных: верхняя сторона их крепится к маленькому рейку, фал которого закреплен на треть длины рейка, считая от переднего нока. Их так и называют «третьяки». Передний нижний угол паруса натягивают по направлению к носу, а задний - по направлению к корме. Есть и «четвертак». Так называют люгерный парус, передний нижний угол которого крепится вблизи мачты, а фал - на одной четверти длины рейка, считая от переднего нока. Шпринтовые паруса - это четырехугольные паруса с острым задним ноковым углом, который растягивается диагонально поставленным штоком - шпринтовом. Нижний конец шпринтова упирается в стропку на мачте, а верхний - в задний ноковый угол паруса. Раньше гафельные паруса делились на гафельные паруса с гафелем и гиком (бригантина); гафельные паруса без гика; шпринтовые паруса, аналогичные вышеприведенным, называвшиеся «livarda» - по названию шпринтова; люгерные паруса, идентичные «третьякам», и билландеры, также похожи на «третьяки». Билландер был главным парусом судов, которые англичане и голландцы использовали в качестве торговых. Это были двухмачтовые суда с парусом очень длинной трапециевидной формы, который висел на небольшом рее. К косым парусам относятся треугольные паруса: гуари и большие сферические спинакеры, устанавливаемые на носу при помощи выстрела - спинакер-гика - и используемые при попутном ветре. Этот парус считается дополнительный. (рис. 4)

Стаксели

Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. stag - штаг, segel - парус). Стаксели , находящиеся между фок- и грот-мачтами, разделяют на следующие: грота-стаксель (применяется крайне редко), грот-стень-стаксель (называют «угольным», так дым от камбузной трубы загрязнял его), грот-брам-стаксель и грот-бом-брам-стаксель. Между грот- и бизань-мачтами ставили апсель, или «бизань стаксель»; крюйс-стень-стаксель; крюйс-брам-стаксель и крюйс-бом-брам-стаксель (рис. 5). Раньше различали следующие стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, «второй» или «малый» грот-стень-стаксель (мидель-стаксель); грот-брам-стаксель, крюйс-стаксель или «крюйс-кливер»; крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стаксель и «второй» крюйс-брам-стаксель (использовали редко).

Кливера

Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII веке.

Современные парусные суда , которые имеют длинный утлегарь, могут нести следующие кливера : на фока-штаге - штормовой фор-стеньги-стаксель или фор-стаксель (поднимаются во время шторма; в XVIII веке в этих случаях ставился двойной парус или «штормовой кливер»); на фор-стень-штаге - фор-стеньги-стаксель; на леерах - средний кливер, кливер или бом-кливер. Иногда применяют еще и шестой кливер, который ходит по фор-бом-брам-штагу. При небольшом утлегаре парусные суда несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, средний кливер и бом-кливер (рис. 6 б). На тендерах и яхтах ставят особый кливер, нижний край которого имеет значительную длину. Такой кливер называют «Генуя» (генуэзский стаксель). Военные суда, как правило имели четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, или «малый кливер»; средний кливер, кливер, или «второй кливер», или «фальш-кливер»; бом-кливер, или «третий кливер».

Добавочные паруса

Паруса, которые добавляют к основным прямым парусам судна, чтобы увеличить скорость при слабом ветре, называют добавочными. К ним относятся: трапециевидные лисели и брам-лисели, которые ставят по бокам марселей и брамселей, треугольные или четырехугольные ундер-лисели, которые ставят по бокам фока и грота (рис. 7 или 8).

Ранее добавочными называли и парусину, которую крепили к прямым парусам с боков, а иногда и снизу. Это - лисели или бонеты. Различали: фока- и грота-бонеты (ундер-лисели), фор- и грот-марса-бонеты, фор- и грот-брам-бонеты. Иногда бонеты или лисели ставили и у бизани и крюйселя. В течение XIV-XVI веков бонеты крепили снизу непосредственно к нижним парусам, в том числе и к латинской бизани. С введением рифов они вышли из обихода (рис. 6).

Штормовые паруса

В штормовых условиях обычно уменьшают площадь парусов в соответствии с силой ветра. К штормовым парусам относят фор-стеньги-стаксель, штормовой фор-стеньги-стаксель, нижние марсели, зарифленный грот, грот-стень-стаксель и зарифленную бизань.

Детали парусов

Детали прямых парусов

Паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом. Расстояние между швами составляет 2-3 см. Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной или «головой», боковые вертикальные края - боковыми шкаторинами и нижний край - нижней шкаториной, или «подошвой» (рис. 9).

Верхние углы паруса называют ноковыми, нижние - шкотовыми. (рис. 10). Для укрепления паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если - наискосок, то - боутами. Шкотовые и ноковые углы и ликтрос дополнительно обшивают кожей. Рифам называют горизонтальный ряд завязок - риф-сезней, продетых сквозь парус, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь. При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают, и получившейся рулон обвязывают риф-сезнями. Такой прием взятия рифов сохранился и до наших дней.

По верхней шкаторине паруса проходят люверсы, через которые продевают небольшие отрезки линя - реванты, служащие для крепления паруса к лееру рея. (рис. 11) Парус накладывается на рей и крепится небольшими кончиками, так называемыми обносными сезнями, которые подвязаны к лееру рея. Рубашку уложенного паруса закрепляют треугольным куском парусины, подвязанным к середине рея.

Старинные паруса

Детали старинных парусов имели такие же отличительные признаки и те же обозначения, что и детали современных парусов. Так, на прямом парусе различали: полотнища или верхнюю шкаторину, «стороны» (боковые шкаторины), «ноги» (нижнюю шкаторину), шкотовые и ноковые углы. Имелись «головной», «боковые» и «ножной» ликтросы. Для подкрепления паруса на него нашивали боуты, стоплаты, риф-банты с риф-гатами для риф-сезней и др.

Детали паруса

I - нижний парус или штормовой; II - марсель; III - брамсель;
1 - ликтросы верхней шкаторины; 2 - ликтросы боковых шкаторин; 3 - риф-крен-гельсы; 4 - риф-сезни; 5 - парусина соответствующего рифа; 6 - реванты; 7 - риф - банты; 8 - риф-гаты; 9 - боуты кренгельсов; 10 - подшивка; 11 - стоплат; 12 - реванты нокового угла; 13 - верхняя шкаторина; 14 - боковые шкаторины; 15 - ликтрос нижней шкаторины; 16 - кренгельс шпрюйта булиня; (рис. 12)

полное парусное вооружение трехмачтового судна XVII - XVIII веков



1 - грот; 2 - фок; 3 - марсели (грот-марсель, фор-марсель или крюйсель); 4 - брамсель; 5 - бом-брам-сель; 6 - блинд или бом-блинд; 7 - бизань; 8 - марса-лисель; 9 - грота-стаксель; 10 - грот-стеньги-стаксель; 11 - брам-лисель; 12 - ундер - лисель; 13 - фор-стеньги-стаксель; 14 - бом-кливер; 15 - кливер; 16 - средний кливер; (рис. 13)

вооружение прямых парусов на судне XVIII - начало XIX веков (рис. 14)

Парус крепился непосредственно к рею при помощи ревантов, которые проходили через люверсы верхней шкаторины. На реванте, для того чтобы он не выскочил из люверса, делались два узла. Аналогичным образом в риф-гатах крепили риф-сезни. Шлаги накладывали в противоположных направлениях и затем связывали их концы вместе. (рис. 15)

Детали латинских парусов

Латинские паруса шьются из полотнища парусины, и имеют подогнутые кромки обшитые ликтросом. Шкаторина паруса, которая крепится к рею называется косой, кормовая - задней и последняя - нижней (рис. 16)

Детали кливера

1 - полотнище; 2 - подшивка; 3 - ликтрос; 4 - боуты; 5 - передняя шкаторина; 6 - задняя шкаторина; 7 - нижняя шкаторина; 8 - галсовый угол; 9 - ноковый угол; 10 - шкотовый угол; 11 - люверсы для крепления раксов; 12 - кренгельсы;

Верхний угол паруса называется фаловым, нижний передний - галсовым, а нижний задний - шкотовым. Также называются детали стакселей и кливеров. (рис. 17)

Латинские паруса крепятся на реях при помощи бегущего конца - слаблиня, который проходит через люверсы паруса и вокруг рея с затяжкой петель особым узлом. (рис. 18)

Детали гафельных парусов

Гафельные паруса также сшиты из полотнищ парусины и имеют подогнутые кромки по периметру. Обшиваются ликтросом с соответствующими рифами, кренгельсами, бантами и боутами. Шкаторину, которая крепится к гафелю, называют верхней или косой, шкаторина, которая крепится к мачте, называют передней (стоячей), задней (шкотовой) и последней (нижней). Гафельный парус присоединяется к мачте при помощи деревянных или железных обручей - сегарсов. (рис. 19)

Детали триселя

1 - полотнище; 2 - боут; 3 - ликтрос; 4 - парусина соответствующего рифа; 5 - риф-банты; 6 - шкотовые риф-кренгельсы; 7 - галсовые риф-кренгельсы; 8 - верхняя шкаторина; 9 - задняя шкаторина; 10 - передняя шкаторина; 11 - нижняя шкаторина; 12 - нок-бензельный угол; 13 - шкотовый угол; 14 - галсовый угол; 15 - верхний галсовый угол; 16 - люверсы для слаблиня;

Парусина для изготовления парусов

Паруса шьют из льняных, пеньковых или хлопчатобумажных тканей. У последних только поперечные нити хлопчатобумажные, продольные (основа) - пеньковые. Насчитывается пять разновидностей таких тканей: «катун» (для парусов шебек и малых судов), двойной «катун» для марселей и судовых тентов, обычный «катун» для шлюпок, простой «катун» для шебек и «катун» с маленькими белыми и синими квадратами для палаток и занавесей. Иногда применялась парусина «мелистух». Ее изготовляли в Бофорте и Ожерсе в департаментах Майени и Луаре. Существовало два сорта ткани: тонкая и более легкая шла для брамселей, стакселей и кливеров, а более грубая и прочная - для марселей, нижних стакселей и т. п. Парусина всегда имела светло-серый цвет. Для шитья парусов используют специальные парусные нитки.

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

Письмо семьи реднеков сыну. (реднек - это житель южных штатов США).
Любимейший мой сынок-реднек!
Я пишу очень медленно, так как знаю, что ты не можешь читать быстро. Мы уже не живем там, где мы жили до того, как ты уехал от нас. Твой папа прочел в газете, что большинство аварий случаются в 20-ти милях от дома, и мы переехали подальше.
А не могу послать тебе свой адрес, так как последняя семью из Арканзаса, которая тут жила до нас, забрала с собой все номера домов, чтобы им не менять адреса.
Дом у нас хороший. Тут даже есть стиральная машина. Я, правда, не уверена, что она нормально работает: на прошлой неделе я заложила в стирку белье, и потянула за цепочку. С тех пор мы белья больше не видали.
Погода здесь ничего. Дождь был только два раза на прошлой неделе; первый раз он шел три дня, и второй - четыре.
Да, по поводу того пальто, что ты хотел, чтобы я тебе послала: твой дядя Билли Боб сказал, что с пуговицами оно будет очень тяжелым для посылки почтой, так что мы спороли пуговицы и положили их в карманы пальто.
Бубба вчера запер в машине свои ключи; мы очень переволновались, потому что ему понадобилось два часа, чтобы вытащить меня и папу из машины.
Твоя сестра родила этим утром, но я еще не знаю, кто у нее, поэтому не могу тебе сказать, ты теперь дядя или тетя.
Дядя Бобби Рэй упал в бочку виски на прошлой неделе. Мужики пытались его вытащить, но он отбился от них и утонул. Мы его кремировали: он горел три дня.
Три твоих друга упали с моста в своем грузовичке. Бутч был за рулем. Он открыл окно и выплыл. Двое других были в кузове. Они утонули, потому что не смогли опустить задний борт, чтобы выйти.
Больше пока писать не о чем. Ничего особенного, как видишь, у нас не произолшо.
Твоя любимая тетя, Мама.