Чем знаменит 28 трамвай в лиссабоне. Автобусы и трамваи лиссабона

Трамвай маршрута №28 спускается вниз к Алфаме. Здесь одностороннее движение, поэтому зачастую вагоны идут друг за другом. И нигде больше нет таких узких улочек. На половине горы крепостного холма находится стена, выложенная плитками, на которых изображен старый Лиссабон. Так город выглядел до большого землетрясения 1755 года. Старый мавританский квартал Алфама остался невредимым после этой катастрофы. Новые крыши были построены благодаря введению программы по обновлению. На смотровой террасе Санта-Лузия можно спокойно передохнуть и уже после этого спуститься в Алфаму. Здесь живут простые люди. Зажиточных горожан вы тут не встретите.

Алфама

В Лиссабоне имеется целый ряд таких жилых районов, расположенных в стороне от деловых и торговых кварталов, величественных церквей и бульваров. Во время мавританского господства Алфама называлась Моурария. Туристы сразу будут поражены восточной атмосферой, которая скрывает нужду и бедность. Однако удивительным кажется то, что люди, которые стоят на краю общества, с таким достоинством и дружелюбностью мирятся со своей судьбой. Квартал Алфама заканчивается на берегу Тежу. Отсюда всего несколько шагов до 28-го маршрута. Для экскурсии в Шиаду вагончики снова должны подниматься в гору.




Шиаду

Остановка Ларгу-ду-Шиаду – маленькая площадь и знаменитое кафе «А Бразилейра», в котором, как считают местные жители, подают самый лучший эспрессо. Стоит заглянуть внутрь. Классическую обстановку кафе видели уже целые поколения жителей Лиссабона. Традиционным считается несколько раз в день выпить чашечку кофе в этом заведении. И лучше не в одиночестве, а в кругу друзей и знакомых для того, чтобы сделать перерыв во время длинного рабочего дня. Те, кто хочет посидеть в уличной части кафе, должны будут заплатить по счету несколько больше. Чаще всего здесь сидят иностранцы прямо по соседству с памятником известному португальскому писателю Фернанду Пессоа, который раньше был завсегдатаем этого кафе.




Белем

Трамвай №28 продолжает следовать литературным курсом. Следующая площадь названа в честь Луиша-ди-Камоэнса, автора «Лузиады» - похвалы в адрес португальских первооткрывателей. Здание парламента Сан Бенту, бывший бенедиктинский монастырь, отошедший городу во время секуляризации. При наличии специального разрешения можно осмотреть зал заседания депутатов. В противном же случае остается довольствоваться лишь церемонией смены республиканской гвардии.


Сделаем остановку перед городской церковью Эштрела. Рядом с ней находится один из самых красивых парков Лиссабона. Особая атмосфера этого парка отдыха заключается в обогащении европейского искусства возделывания сада при помощи растительности бывших колоний. Сад является своего рода культурным мостом Португалии между Старым и Новым светом.


Кладбище Празереш является конечной остановкой трамвая №28. Честно говоря, Празереш не особенно привлекательный район города. Однако стоит посмотреть на его аллеи, засаженные кипарисами, на которых вплотную друг к другу стоят мраморные надгробные плиты. Рядом с центральными воротами – памятники португальским писателям. Традиционное почитание которых со стороны города продолжается и по сей день. За чугунными воротами располагается мавзолей гигантских размеров. Этот массивный монумент символизирует силу и гордость, больше того, глубинную связь господ и слуг вплоть до смерти. По обе стороны кипарисовой аллеи похоронена челядь королевской семьи. Женщины с одной стороны, мужчины – с другой. Празереш является последним прибежищем не только богатых. Простые горожане также имеют шанс получить место на кладбище с видом на Тежу.

Говоря о Лиссабоне , нельзя не упомянуть про знаменитый Трамвай 28 - Electrico 28 . Во-первых, этот маршрут (см. карту внизу) является не экскурсионным, с несколькими трамваями , а регулярным - на маршруте работают старинные вагоны Brill постройки начала XX века. Это, пожалуй, самая знаменитая и крупная в мире "старинная" трамвайная система. К тому же, в отличие от других городов мира - это не имитация и не стилизация, а оригинальная, слегка модернизированная структура, начиная от вагонов и заканчивая путями и маршрутами.

Во-вторых, из окна можно увидеть многие достопримечательности Лиссабона . Да и сам исторический трамвай украшает центр Лиссабона и относится к достопримечательности . Трамвай отправляется от площади Мартим Мониш и шустро поднимается на холм да Граса . Затем следует через старинный район Алфама , где улицы настолько узки, что можно дотронуться до стены! А мальчишки так и норовят запрыгнуть и прокатиться. Говорят, раньше трамваю приходилось останавливаться и водителю просить хозяек закрыть окна, чтобы проехать:)
Жителям приходится уступать трамваю дорогу.
Далее трамвай проезжает Кафедральный Собор Ла Се , смотровую площадку Санта Лузиа , пересекает район Байша , где вы можете посмотреть фуникулёр да Глория , и снова поднимается на холм, в квартал Шиаду .
И так далее, по маршруту, который заканчивается у старинного кладбища Празереш (которое стоит отдельного упоминания), по которому тоже необходимо прогуляться. Мой совет - прокатиться необходимо 2 раза, потому что трамвай хоть и старый, но бегает шустрее, чем наши новые, поэтому только и успеваешь крутить головой. А во второй раз уже нужно фотографировать или снимать видео . Поэтому, предлагая Вам для просмотра фото , прошу строго не судить, что мало красот. Да и стекло, где я стоял, было мутное (старинное, видимо:)) Хотя, некоторые кадры от этого только выиграли.

Специально выкладываю маршрут трамвая 28 на карте Лиссабона . Кстати, схема кликабельна и к тому же поможет вам выбрать отель в этом районе

Которым больше 100 лет и… даже лифт !

Автобусы. Комфортные и современные. Все автобусы компании Carris оснащены кондиционерами и тонированными стеклами, так что вам будет хорошо даже в летнюю жару.

В некоторые районы города удобнее добраться на автобусе, чем на метро, даже из аэропорта. Обратите внимание на маршруты Aerobus и маршрут 744-го автобуса , который идёт в центр. Вполне возможно, что остановка будет рядом с вашим отелем.

Трамваи. В Лиссабоне всего 5 трамвайных маршрутов. Помимо обязательных для туристов 28 и 12 маршрутов, по которым бегают древние трамвайчики, есть и современные аналоги. Например, трамвай маршрута 15E . Помимо старых, на этом маршруте курсируют современные трамваи, оснащённые кондиционером и комфортными креслами.

Подробнее о маршрутах трамваев см. в разделе Трамваи Лиссабона

Подъёмники и лифт. Подъемники выглядят как старые трамваи с модифицированной колесной базой, единственная функция которых - возить пассажиров в гору и обратно. Лиссабон холмистый город и если вы хотите поберечь ноги – обязательно воспользуйтесь. Чтобы понять это, достаточно воспользоваться лифтом Санта Жушта. Заходите в лифт, поднимаетесь наверх и… выходите на улицу.

Подробнее о лифтах и фуникулерах см. в разделе Фуникулеры Португалии

Расписание работы наземного транспорта в Лиссабоне

Время работы автобусов и трамваев в Лиссабоне зависит не только от дня недели и маршрута, но и от времени года. Все ходят по расписанию.

Поэтому, если вас интересует конкретный автобус или трамвай, то лучше проконсультироваться на официальном сайте (есть версия на английском языке). Некоторые автобусы начинают циркулировать с 5 утра, другие с 10.

Сразу после входа в транспортное средство – купите билет у водителя или приложите свою проездную карту к валидатору, оплатив проезд. Валидаторы расположены или сразу при входе, или за водителем, дальше в салоне.


Не загораживайте вход в автобус. Оплатите проезд у водителя или валидируйте билет и проходите дальше в салон.

Приложите карту к считывающему устройству и дождитесь, пока на нем загорится зелёный индикатор . На информационном табло высветится оставшееся количество поездок (предоплаченные билеты), окончание срока действия проездного или оставшаяся сумма на карте (запинг).

Если ваша карта не действительна или у вас нет на ней необходимой суммы/билетов, то на валидаторе загорится красный индикатор . Попробуйте повторить. Если ошибка повториться, то для совершения поездки вам придется купить билет у водителя или пополнить карту в автомате или пункте продаж.

Сиденья с красной обивкой предназначены для пожилых, пассажиров с маленькими детьми, беременных и инвалидов.


При движении автобуса крепко держитесь за поручень. Вы будете удивлены, с какой скоростью они носятся по узким извилистым улицам Лиссабона.

Транспорт останавливается только по требованию. Для того чтобы не пропустить свою остановку, вам надо заранее нажать на красную кнопку с надписью «stop».


Я понимаю, что в незнакомом городе вам будет сложно сориентироваться в том, где вам выходить. В таком случае, вы можете попросить водителя или воспользоваться планшетом/смартфоном с гугл картами и интернетом.

На картах обозначены остановки общественного транспорта, и, при наличии интернета, вы можете использовать её как навигатор.

Выберите точку на карте, куда хотите доехать и проложите маршрут (поездка на общественном транспорте). Вы будете видеть, где в данный момент едет ваш автобус, сколько осталось до нужной остановки, какая следующая и когда вам выходить.

О том, какой интернет подключить мы писали в статье «Мобильный интернет в Португалии ».


В незнакомых городах, даже если знаете нужный вам номер автобуса, бывает трудно выбрать правильную остановку.

В какую сторону мне надо ехать? На какой стороне улицы садиться в автобус? Есть ли на этой остановки автобусы, которые идут до нужного мне места? Об этом я напишу ниже.

Остановки автобусов

В Лиссабоне все остановки содержат указания номеров автобусов, которые на ней останавливаются. Помимо этого, на многих есть карта города с маршрутом и остановками автобуса или упрощенная схема с остановками.

На карте или упрощенной схеме есть отметка о вашем местонахождении, чтобы вы смогли сориентироваться.

Выбор правильной остановки и расписание

Практически на каждой остановке есть схема с остановками автобуса и расписанием движения. Это все, что вам нужно, чтобы понять на той вы остановке или нет.

Для этого есть небольшой лайфхак. Найдите остановку, на которой вы находитесь. Если не знаете, то не беда. Справа от нее будет изображена рука с указующим на неё пальцем.

Нашли? Так вот. Автобус с этой остановки будет проезжать все остановки, расположенные ниже. Если нужная вам расположена выше, то вам надо перейти на другую сторону улицы и сесть в автобус, идущий в противоположном направлении. Очень просто.

С расписанием сложнее, так как оно зависит от дня недели, времени года и каникул в школе. Но сейчас уже многие остановки оборудованы электронным табло, где в реальном времени отображается номер автобуса и время, в минутах, оставшееся до его прибытия.

Есть еще 2 менее популярных способа узнать оставшееся время. Отправить SMS сообщение с номером остановки («C» пробел «код остановки») на номер 3599. Или отправить емейл на адрес [email protected] и в теме письма указать: «C» пробел «код остановки». Информацию в получите в автоматическом ответном письме.

Говоря о Лиссабоне , нельзя не упомянуть про знаменитый Трамвай 28 - Electrico 28 . Во-первых, этот маршрут (см. карту внизу) является не экскурсионным, с несколькими трамваями , а регулярным - на маршруте работают старинные вагоны Brill постройки начала XX века. Это, пожалуй, самая знаменитая и крупная в мире "старинная" трамвайная система. К тому же, в отличие от других городов мира - это не имитация и не стилизация, а оригинальная, слегка модернизированная структура, начиная от вагонов и заканчивая путями и маршрутами.

Во-вторых, из окна можно увидеть многие достопримечательности Лиссабона . Да и сам исторический трамвай украшает центр Лиссабона и относится к достопримечательности . Трамвай отправляется от площади Мартим Мониш и шустро поднимается на холм . Затем следует через старинный район , где улицы настолько узки, что можно дотронуться до стены! А мальчишки так и норовят запрыгнуть и прокатиться. Говорят, раньше трамваю приходилось останавливаться и водителю просить хозяек закрыть окна, чтобы проехать:)
Жителям приходится уступать трамваю дорогу.
Далее трамвай проезжает Кафедральный , смотровую площадку , пересекает район Байша , где вы можете посмотреть , и снова поднимается на холм, в квартал Шиаду .
И так далее, по маршруту, который заканчивается у старинного кладбища (которое стоит отдельного упоминания), по которому тоже необходимо прогуляться. Мой совет - прокатиться необходимо 2 раза, потому что трамвай хоть и старый, но бегает шустрее, чем наши новые, поэтому только и успеваешь крутить головой. А во второй раз уже нужно фотографировать или снимать . Поэтому, предлагая Вам для просмотра фото , прошу строго не судить, что мало красот. Да и стекло, где я стоял, было мутное (старинное, видимо:)) Хотя, некоторые кадры от этого только выиграли.

Специально выкладываю маршрут трамвая 28 на карте Лиссабона . Кстати, схема кликабельна и к тому же поможет вам выбрать отель в этом районе

Поездка на 28-ом трамвае по Лиссабону - это фактически обзорная экскурсия по городу. Маршрут проходит мимо основных достопримечательностей столицы Португалии. Небольшие желтые вагоны, облик которых практически не изменился с начала прошлого века, легко преодолевают крутые подъемы и спуски, петляя по узким улицам старого Лиссабона.

Надо заметить, что трамвай 28 маршрута - это полноценный общественный транспорт, а не просто развлечение для туристов. Большинство пассажиров - местные жители, едущие по своим делам.

Как уже говорилось, облик и интерьер трамвайных вагонов практически не менялся с начала прошлого века (чего нельзя сказать об оборудовании). Кабина водителя не отделена от пассажирского салона, можно подойти и встать рядом.

Рамы со стеклами в окнах отсутствуют, возможно их вставляют лишь на зиму. От палящего солнца или непогоды можно заслониться лишь опустив сверху окна рулонную шторку. Для фиксации шторки предусмотрены специальные выемки, хорошо заметные на фото.

Сильно высовываться из окон тоже не рекомендуется - местами, до пешеходов, светофоров, дорожных знаков, а иногда и домов, можно достать рукой.

Крутые подъемы и спуски узких улиц старого города противопоказаны другим видам наземного общественного транспорта.

Трамвай перемещается довольно быстро, но часто возникают заторы, так как практически на протяжении всего маршрута, трамвайные рельсы являются частью проезжей части.

Заторы возникают не только перед светофорами, чаще всего причиной являются остановившиеся на путях автомобили, производящие погрузку-выгрузку. Пассажиры и водитель терпеливо ждут, никто не возмущается, несмотря на то, что в действиях виновника остановки незаметно особой спешки.

Так выглядит табличка на остановке. Отправив SMS, можно узнать время прибытия трамвая.

А так выглядят спешащие на трамвай пассажиры. Количество пассажиров на протяжении маршута сильно меняется: трамвай то набит битком, то практически пустой. В случае большого количества пассажиров, следует особенно внимательно следить за своими вещами. Ведь 28-ой маршрут популярен не только среди туристов, но и среди воров-карманников.

Внешний вид вагонов трамвая.

Детали интерьера и экстерьера.
Табличка с информацией.

Салон.

В оформлении интерьера используется много деревянных конструкций.

Кнопки для подачи сигнала об остановке трамвая - их в салоне несколько.

Сведения о количестве мест.

Выемки для фиксации рулонной шторки на окне.

Поручень.

Задние фонари.

Лиссабонский трамвай в интерьере городских улиц.

Другие отчеты о поездке в Португалию.