Сирены в мифах: их история, облик, легенды. Сирены в греческой мифологии Коммуникативные средства создания образов и символов

Тананова Екатерина

Сирены

Краткое содержание мифа

Фигура Сирены. Бронза. 8,1 см. Этруски, V в. до н.э.

Сирены — мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки. Они были порождением одного из морских богов — то ли Форкиса, то ли Ахелоя — и одной из муз, вероятнее, Терпсихоры. Обитали сирены на одном из безжизненных островков Анфемоэссе близ Сицилии.

По преданию, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Однажды, когда Персефона гуляла на лугу близ Энны у озера Перг, бог подземного царства, Аид, похитил её, чтобы сделать своей женой. Бедные нимфы не могли простить себе, что не уследили за своей прекрасной богиней. Никто не мог сказать им, куда исчезла Персефона, поэтому они решили самостоятельно отправиться на её поиски. Не найдя молодую богиню на суше, они отправились за помощью к матери Персефоны, Деметре. Отчаявшаяся мать превратила нимф в полуптиц и полурыб, чтобы они смогли искать Персефону в воздухе и водном царстве. Но и это не помогло. Когда же сирены обратились за помощью к обычным людям, смертные отказали им в помощи. Сирены в отчаянии переселились на пустынный остров и стали мстить всему роду человеческому: девы-рыбы пением утягивали моряков в пучину морскую. Крылатые девы высасывали кровь тех, кто останавливался их послушать.

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Когда Одиссей проплывал на своём корабле мимо острова Анфемоэсс, он прислушался к предостережению Цирцеи и приказал всем на корабле заклеить уши воском, а его самого привязать к мачте. Лишь благодаря этой хитрости, корабль Одиссея остался цел, а сирены бросились в море и обратились в утёсы.

Образы и символы мифа

Уотерхаус Джон Уильям
Сирена, 1900

Образ сирены в древнегреческой мифологии представляет собой манящую, но губительную красоту. Сирен сопровождает многочисленная символика, которая и делает образ полным. Хотелось бы выделить основные символы в мифе о сиренах.

Птичьи и рыбьи тела символизируют ту часть натуры сирен, которая является животной и озлобленной.

Красота сирен показывает нам, насколько может быть обманчива внешность. Часто за красивым приятным лицом скрываются плохие мысли и намерения.

Одиссей и сирены. Рисунок с античной вазы

Пение сирен привлекает мужчин и заставляет их идти на верную смерть. Пение сирен символизирует опасность и угрозу. Не зря в современном мире сиреной называют сигнал, используемый для предупреждения о чём-либо.

Почти всегда сирены встречаются в море. Возможно, это связано с тем, что на водных пространствах путешественники становятся беззащитными и легче поддаются чарам сирен.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Герберт Дрейпер. Одиссей и сирены. 1909

Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в Одиссее Гомера. По его словам, они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Они погубили многих людей, чьи кости белеют на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв про всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями.

В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры.

Скульптура сирены
Золото. 3x4 см
Конец IV века до н.э.

В Средневековье сирены тоже пользовались большой популярностью в качестве символов, они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Их изображали не только с птичьими чертами и с рыбьим хвостом, но даже с телом четвероногого животного.

Фонтан"Сирены" Ф. Ф. Щедрин
1805 год. Петродворец

Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду).

Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют о связи сирен с целым рядом ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам. Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.

Социальное значение мифа

Эдвард Бутибонн. Сирены. 1883

В греческой мифологии сирены — демоны в женском обличье. Сирены олицетворяют собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирена - символ коварства, прельщения, гибельного соблазна материального мира, искушающего дух на его пути к цели.

Фредерик Лейтон
Рыбак и сирена
1858

В целом образ сирен актуализирует мотив гибельной женской красоты, свойственный греческой культуре на определенной стадии (при переходе от матриархата к патриархату). Сирены связываются с разрушением и смертью.

Также, вспоминая о сиренах, древние греки часто говорили о их двоедушии и видели в этом большую опасность, ведь никогда не знаешь, как они себя поведут: как прекрасная девушка или как животное.

Однако с сиренами связаны не только отрицательные ассоциации. Образ сирен может наделяться позитивными коннотациями (в контексте истолкования музыки и пения как символов миросозидания). У Платона, например, сирены располагаются на восьми сферах космического веретена богини Ананке, своим сладкозвучным пением создавая гармонию мира.

Когда в последний раз вы слышали сирену гражданской обороны?

В Австрии ответ на этот вопрос в любое время года: “не далее, чем на прошлой неделе”.

После второй мировой Австрию настолько зашугало, что они покрыли всю страну сетью сирен и с тех пор тестируют её каждую неделю ровно в 12:00 в субботу. Каждую субботу, вот уже полвека. По всей стране вплоть до самых дальних уголков. Фермеры в горных деревнях уже давно повадились сверять часы по этим сигналам.

А как вы тогда отличите реальную тревогу от внеочередного теста? - спрашиваю коллегу.
- Так сигнал же будет другой.
- А вы что, знаете типы сигналов?
- Ну да, всех в школе в обязательном порядке по ним гоняют - и он мне перечислил все пять видов. Вот молодцы какие , подумал я и сразу же эти сигналы забыл.
- И что, на твоей памяти хоть раз включали?
- Говорят, что включали во время Чернобыльской катастрофы. И ещё раз в 2000-х, когда в Австрии была угроза сильного ветра.

Понятно. Постепенно я к сигналам привык и сам по ним стал сверять время.

Сегодня, как обычно, в субботу в полдень прозвучал стандартный тест-сигнал: “15 секунд однотонного звука”. Однако за ним минут через десять сирена взвыла опять, только уже не на 15 секунд, а намного дольше. Минута-две... сирена всё ещё звучит тем же тоном. Выглядываю в окно. В окне люди продолжают ехать по своим делам, никто не паникует. Что за?.. Подключаю ФМ-радио, начинаю крутить станции - нигде ничего. В это время сирена наконец замолкает. “Баг какой-то” - подумал я.

Минут через пять - опять начинает работать и опять нестандартным сигналом. Да что за... лезу в интернет, ищу, что означают типы сигналов и наконец натыкаюсь на абзац в википедии : “Каждый год в первую субботу октября запускается весь спектр сигналов - как для теста, так и чтобы познакомить с ними население”. Ага, сегодня 4 октября, суббота, фух.

Виды сирен из википедии:

1: Тестовый: 15 секунд (обычно после него идет полминуты паузы, и тест повторяется)

2: Пожар. 15 секунд сигнала с очень короткими интервалами (7 секунд). По сигналу все пожарные бригады и волонтёры (волонтёрских бригад здесь дофига) должны прибыть в часть. Я его так ни разу и не слышал, ибо есть много других способов оповестить пожарных.

3: ОПАСНОСТЕ! Трёхминутный сигнал (шёл сегодня первым после теста) - означает надвижение неминуемого пиздеца. Рекомендуется включить телевидение и радио, чтобы узнать, каким именно образом вы скоро умрёте.

4: Сирена с постоянно меняющимся тоном без пауз (типа как у скорой или полиции) - означает, что ядерная ракета уже на подлёте и не мешало бы начать выдвигаться в сторону ближайшего убежища . Ну или в крайнем случае разморозить

Древнегреческий бестиарий насыщен интереснейшими существами, имеющими особые способности. Среди созданий женского пола одной из самых значимых является морская дева. Сирена - это демон, имеющий облик прекрасной нимфы. Она известна божественным голосом, отличающимся обворожительностью и манящими нотами.

Происхождение созданий

Вероятными родителями полуптиц-полуженщин считаются бог Ахела и муза Терпсихора. Существуют версии о других высших созданиях, породивших юных нимф, но точная информация не сохранилась. Обитали загадочные девы на скалах маленького острова недалеко от Сицилии.

Гласит, что в начале своего существования, сирены были нимфами, приглядывающими за молодой богиней Персифоной. В одну из летних прогулок, юную деву похитил Аид, мечтающий заполучить ее в жёны. Красавицы были расстроены своей невнимательностью и незамедлительно отправились на поиски Персефоны.

Найти ее не смогли ни с помощью Деметры - матери молодой богини, ни при участии влиятельных представителей из мира людей – они просто отказали в помощи. Тогда нимфы поклялись отомстить человеческому роду за невнимание и переселились на маленький остров, где стали зазывать нерадивых путников своим чарующим голосом, а после раздирать их на части и лишать крови.

Описание образа сирен

Сирен изображают как прекрасных созданий, обладающих чарующим голосом и необычной внешностью.

Согласно упоминаниям в мифологии, морские девы имели два облика:

  1. , которые лишились хвоста и обзавелись крыльями в наказание от Деметры за потерю Персефоны.
  2. Женщины с птичьим туловищем, в которых нимф превратила Афродита за нежелание выходить замуж.

Манящий голос девы получили в наследство от матери. С его помощью прекрасные создания зачаровывали моряков и завлекали их в глубины своего логова. В отдельных источниках сохранилось описание притягательного взгляда, который помогал красавицам искушать путников.

Первые предания гласят о двух морских создания, но их имена не сохранились. Позднее появились сведения о трех сиренах:

  • играющая на кифаре Пейсиноя;
  • Аглаофа, обладающая волшебным голосом;
  • флейтистка Телксиепия.

В других источниках имена нимф меняются. Всего сохранились упоминания о восьми девах, искушающих мужчин манящим голосом и чарующим обликом.

Образ мифических созданий наполнен особыми символами. Их необычайная внешность говорит об ошибочности суждений, основанных только на облике, и предупреждает, что за красотой человека могут скрываться злостные намерения. Пение полуженщин-полуптиц в мифологии символизирует коварство и опасность. Внешний вид морских созданий предупреждает о животных инстинктах и озлобленности красавиц.

Упоминание прекрасных дев в древних легендах

Греческая мифология разных эпох истолковывает суть и облик сирен соответственно духу текущего времени:

  1. Первые сведения о чарующих сохранились в «Одиссее» Гомера. Он упоминал о существовании дев, живущих на необитаемом острове. Его территория была завалена костями их жертв и остатками кораблей.
  2. Древние мифы описывали морских созданий как муз, пришедших из другого мира. Их считали ангелами смерти, оплакивающими покойников и высекали образ морских нимф на каменных надгробиях.
  3. В Средневековье сирены обрели небывалую популярность. Облик прекрасных полуптиц-полуженщин использовался в гербах знатных родов. Изображали их не только в традиционном виде: иногда девам добавляли туловище животных или детали из образов других существ.
  4. В классическую эпоху чарующих созданий принимали за духов, которые сопровождали покойных в Царство мертвых и увековечивали их на памятниках.

Одна из давних легенд опровергает несравненную красоту голоса сирен. В ней говорится о соревновании между нимфами и музами. Морские девы тогда проиграли, а коварные музы сняли с них оперение и сплели из него венки, которые носили с собой до конца дней в память о победе.

Гибель волшебных дев

Сиренам предрекалась мгновенная смерть в том случае, если кто-то из моряков сможет подавить искушение и проплыть мимо логова прекрасных дев. Ни один путник не был в состоянии оказать сопротивление магическому притяжению красавиц, пока рядом с островом не проплыл Одиссей. Цирцея предупредила его о странных нимфах, и Одиссей смог найти выход из положения. Он залепил всей команде уши воском, а себя приказал привязать, чтобы услышать волшебный зов и понять суть магии полуженщин-полуптиц.

Корабль смог проплыть мимо логова дивных существ. Тогда сирены утопились, спрыгнув со скалы, и обернулись в утесы, окружающие остров на протяжении многих веков.

История гибели красавиц опровергает мнение Девы не хотели смерти и были вынуждены заманивать на свой остров каждого моряка, избегая кары пророчества.

Влияние на современный мир

Нынешняя культура не забывает о мифических созданиях, упоминания о них можно встретить в сериалах, книгах, компьютерных играх.

Сиреной именуется тревожная сигнализация в память о главном символическом значении голоса нимф - предупреждении об опасности.

Полуженщин-полуптиц не забыли и астрономы. В их честь назван небольшой астероид. Еще один носит имя прекраснейшей нимфы - Парфенопы.

Сценаристы и писатели любят сирен, и во многих произведениях добавляют в образ дев фантастики. Сериал «Ведьмак» показал волшебных созданий в их истинном облике, но сериальных красавиц начисляется гораздо больше, чем в приданиях. Сиреной названа героиня фильма «Пираты карибского моря» – русалка, которая подверглась испытаниям и смогла по-настоящему полюбить мужчину. В 2018 году на экраны вышел сериал «Сирены», снятый в жанре фэнтези, который убеждает зрителей в существовании морских дев в реальном мире и рассказывает об их войнах и жизни.

Заключение

Легенды и мифы о женщинах-птицах прошли сквозь века и продолжают оказывать влияние на культуру и жизнь. Их образ сочетает в себе множество символов, предупреждающих о скрытой опасности и мстительности чарующих красоток. История их смерти меняет понятие о характере дев - они следовали пророчеству и не имели другого выбора.

Сиренами называли в древнегреческой мифологии загадочных и таинственных морских существ женского пола, им приписывали обманчивый и жестокий нрав. Своими песнями и обольстительным внешним видом, сирены заманивали моряков на гибель. Упоминание об этих девушках-рыбах или девушках-птицах встречается часто, легенд и приданий связанный с ними тоже очень много, объединяет их одно, что все кто встречался с сиренами, речь, конечно же, идет о мужчинах, прежде всего, непременно погибали.

Смертельное очарование древнего предания

Разные источники описывают разные версии происхождение этих созданий. По одной из легенд эти создания являются порождением морского бога Форкия или Ахелоя, а матерью считали одну из муз (Каллиопу, Терпсихору или Мельпомену), так же матерью иногда считали Стеропу. Этим и объясняется их демоническая сущность и мелодичный голос. Численность этих созданий колебалась от двух-трех и доходила до целого множества. По легенде они обитали на скалах острова, усеянного костями и высохшей кожей несчастных странников, попавших в ловушку их коварной натуры.

С их происхождением связана еще одна легенда, что сирены были раньше очень красивыми и высокомерными девушками, которые разгневали своим строптивым нравом Афродиту, и та наказала их, превратив в птиц. Другая, не менее прекрасная легенда гласит, что сиренами стали нимфы, которые были обращены в птиц музами. За то, что обладая необыкновенными голосами, они возгордились этим настолько, что посмели вызвать муз на состязании, и проиграли. В наказание они были обращены в сирен.

По еще одной версии сиренами их обратила Деметра, мать похищенной Аидом Персефоры. А еще одна версия утверждает, что они сами захотели стали стать птицами, так как собирались разыскать похищенную Аидом юную богиню, но так как люди не захотели им помогать, то они поселились на далеком острове и стали всем мстить, завлекая на гибель странников и моряков.

На протяжении многих лет, поэты и писатели пытались воссоздать древний образ, и с каждым разом, легенда оживала по-новому. То это коварные прекрасные девы, то это предвестницы гибели из потустороннего мира. Часто их изображение высекали на надгробиях, потому что ассоциировались они с ангелами смерти, которые пели погребальные песни под звуки лиры.

Средневековье тоже оставило много упоминаний и фактов, которые доказывали удивительную преданность этому образу. Очень часто можно увидеть изображение птиц с женскими головами или телом рыбы на гербах и фресках.

Существует и малораспространенная версия происхождения женщин-птиц. Она утверждает, что они являлись результатом экспериментов инопланетного Разума, который в итоге и создал человека с помощью генной инженерии. Но этот результат был получен не сразу. Сначала появились промежуточные варианты живых существ, которые объединяли в себе внешность и животных и людей, поэтому сиренами можно назвать одну из побочных ветвей эксперимента, таких как: , пегасы или сатиры. Конечно, та же теория утверждает, что после получения чистого результата, все эти существа были уничтожены. Но если это так, то остается неизвестно точно, сколько всего было создано особей и сколько было уничтожено, существует вероятность, что кому-то удалось выжить, и стать объектом многочисленных легенд и преданий.

Может быть, таинственная натура сирен носила собирательный характер и олицетворяла переменчивую и порой, даже непредсказуемую женскую натуру? Может быть, действительно были частью нашего мира, но впоследствии неизвестных изменений исчезли? А может быть еще где-то на далеком острове можно услышать дивный голос, зовущий странника отдохнуть после долгого пути, а моряка бросить якорь и насладиться дивным пением и музыкой.

Страшные мифические существа, завораживающие своим пением, сирены наверняка знакомы каждому любителю древних мифов и легенд. Сегодня существует множество хорошо известных литературных произведений, фильмов, сказок, компьютерных игр, посвященных сказочным морским обитателям. Что же скрывают эти персонажи мифов, почему они получили такую популярность?

Кто такие морские сирены, как они произошли

Сирена – это мифическое существо, соединяющее в своем образе красоту и коварность морских просторов. Они такие же непредсказуемые, как и водная гладь, которая, на первый взгляд, может казаться мелью, а на самом деле, полна подводных рифов или, наоборот, черная глубина, которая может оказаться заросшей водорослями мелью.

В мифах рассказывается о двух внешних обликах этих морских красавиц. Одни легенды о сиренах говорят, что это полу-девушки, полуптицы, а другие настаивают на том, что сирены – родственницы русалок, которые обладают такой же завораживающей девичьей красой и длинным рыбьим хвостом.

Всеми известная «Одиссея» рассказывает о существовании двух сказочных монстров, однако автор (Гомер) не называет их имена. В более поздних источниках уже упоминается и третья красавица. Эти волшебные создания, как и все смертные, носили имена. Их звали Персинойя, Аглаоа и Тескепия, соответственно старшая, средняя и младшая сестры. Каждая из них имела свой особенный дар: одна завораживала путников, играя на кефаре, средняя приманивала добычу прекрасным голосом, а младшая обладала талантом игры на флейте. Сирен в мифологии можно встретить и под другими именами. Так старшую называли Парфенопой, среднюю – Лигейей, а младшую – Левкосией.

Нет достоверных сведений, кто мог быть родителем этих страшных созданий. Если верить одним сказаниям, то их родительницей была одна из трех главных муз, по другим версиям – Богиня хаоса Кета, третьи же называли их матерью Стеропу. По поводу отца также нет конкретного ответа: одни считали, что это был Ахелой, другие же – Форкий.

Каждый из возможных родителей, которых можно встретить в мифах о сиренах, также имеет свою интересную историю и предпосылки к порождению этих водных чудовищ.

К примеру, Форкий, морской подземный царь, который правил океанскими просторами до появления Посейдона, был очень жестоким и недолюбливал людей. Ради забавы он, вместе со своей властной женой Кетой, могли поиздеваться над смертными с помощью водяных монстров. Эти ужасные божества являются создателями таких чудовищ, как Ехидна, Ладон (100-главый дракон), горгон, гесперид. Поэтому, вполне вероятно, что создание смертельных певиц – их рук дело.

Если говорить об Ахелойе (властелине рек), он был менее жестоким, чем два предыдущих «кандидата в родители». Он стал одним из героев мифа про Геркулеса. Там бог предстал в образе быка, которого поверг герой ради спасения прекрасной девушки. Если верить одним источникам, то благодаря союзу Мельпомены с речным божеством и появились поющие русалки.

Форкий, так же, как и Ахелой, умел менять внешность. Возможно, именно поэтому так разняться описания морских сирен в различных источниках, ведь оба из предполагаемых отцов были оборотнями. Легенды, появившиеся после «Одиссеи», описывают океанских чудищ, как сладкоголосых девушек, обладающих крыльями, как русалок с волшебными голосами, как существа с птичьим телом, но головой женщины. Один из отцов дал существам свой ужасный, злобный, жестокий, кровожадный характер, а мать одарила их талантом.

Можно встретить версию, что сирен прокляли и поэтому они остались наполовину в человеческом обличии, а на половину в животном. Согласно одному сказанию, морские певицы не смогли защитить Персефону от Аида, а после ее исчезновения, не предпринимали попыток найти свою покровительницу. За такую безответственность мать Персефоны Деметра «наградила» нерадивую свиту своей дочери проклятьем.

Согласно другой версии, девушки все же пытались найти свою госпожу, что было не по нраву Зевсу, который был не против кражи Персефоны. Чтобы избавиться от сирен, боги осуществили превращение красавиц в птиц.

Еще по одной версии, морские красавицы сами возжелали принять такой облик.

Мифические существа сирены в легендах

Одно из сказаний повествует о песенном турнире между морскими певицами и музами, устроенном богиней Герой в городе Аптер. Неизвестно, зачем Гере понадобился этот турнир. Ходили слухи, что Зевс влюбился в одну из океанских красавиц, и, чтобы устранить конкурентку, богиня брака придумала такой конкурс. Музы победили и оборвали перья у океанских певиц, сделав из них себе украшения на голову. Сжалившись над униженными существами, Зевс даровал им Анфемоэссу (остров в океане).

Древние сказания, которые появились после Гомеровского произведения, рассказывают о морских чудовищах, которые поют на острове, окруженном острым рифом. Эти монстры завораживают моряков звуками своих голосов, корабли разбиваются о скалы, а добычу девушки вытаскивают на берег и съедают. Счастливчику Орфею со своими спутниками удалось спастись от этих чудищ. Благодаря тому, что Орфей сам обладал чарующим голосом и волшебной игрой на лире, все время, пока корабль проплывал мимо опасного места, молодой человек играл и пел. Однако один из моряков чудесным образом все же был заворожен. Он спрыгнул с корабля в море и поплыл навстречу смерти. Ему удалось выжить только благодаря богине любви.

Первым источником, где упоминались морские чудища, была «Одиссея». Там Гомер детально описал, где находился остров, на котором обитали океанские певицы. На острове творилось ужасное: он был «застелен» остатками высохшей кожи и костьми. Одиссей, благодаря своей изобретательности, смог спасти себя и свою команду. Он придумал засунуть в уши пчелиный воск, который смог защитить моряков от чарующих звуков. Сам же, в силу любопытства, попросил приковать себя к мачте, чтобы понять, почему эти песни такие чарующие. Команда смогла удержать капитана и не отправить его на верную гибель.

Для сирен было губительно пропустить хотя бы один корабль без жертв. Им напророчили скорую гибель после такого случая. Пропустив корабль Одиссея, водные монстры сошли с ума. Одни из них бросились в воду. Сирены в море превратились в большие скалы. А другие, начали ощипывать себя и остальных, после чего утопились. Чаще всего можно встретить версию, что смерть сирена принес не Одиссей, а Ясон с Аргонавтами.

Если верить Софоклу, ему удалось не только повстречаться с живыми сиренами, но и пообщаться с ними. Согласно его повествованию, эти воздушные девы обитают в Аиде и создают истинную гармонию с помощью своих песен.

Встречается в источниках и связь водных красавиц с существом под название Дельфийский Оракул.

Картинки с изображением таинственных созданий размещали на могилах во времена Древней Греции. Создавались множество повествований и легенд об этих существах, в их честь был возведен храм и гробница.

Морские Чудовища в период Средневековья

С приходом периода Средневековья все древние мифы стали трактоваться со стороны, выгодной католичеству.

«Физиолог», средневековый труд, вещает о сиренах следующее:

Этот текст был переписан иными словами из творения Гомера. Под образом сирен средневековый автор имел в виду всех двуличных людей, в том числе, пришедших к власти.

В трактатах этих времен встречается сравнение Одиссея с Христом, которого приковали не к мачте, а к кресту. Церковь сравнили с кораблем, а сирен – с пороками. Сладким пением пороки пытались соблазнить человека, но лишь вера (представленная в образе веревок) смогла его спасти. В средневековом переводе сирены как раз и обрели рыбьи хвосты.

Сирены в современной культуре

Сегодня эти мифические существа фигурируют как одни из главных героев множества сказок, произведений и фильмов. Фото океанских красавиц встречаются на множестве сайтов в интернете. Про них даже снимают многосерийные сериалы и создают компьютерные игры.

Мистические существа сирены действительно завораживают человека и по сегодняшний день своей таинственностью и красотой. Ведь до сих пор не удалось разгадать, в чем же такое волшебное свойство их голоса.